28.12.2006 00:00
Происшествия

В методиках наблюдения за состоянием окружающей среды близ Щучьего участвуют даже водоросли и караси

В методиках наблюдения за состоянием окружающей среды близ Щучьего участвуют даже водоросли и караси
Текст:  Светлана Добрынина (Курган)
Российская газета - Урал: №0 (4259)
Читать на сайте RG.RU

Официально центр открылся ровно год назад – в декабре 2005 года, именно тогда были презентованы уникальные для России лаборатории, позволяющие всесторонне отслеживать экологическую обстановку в зоне особого внимания. Лабораторий в  центре действует две. Одна специализируется на химическом анализе почвы, воздуха и воды,  в другой ведется тестирование и исследование биологической среды

Властелины колец

В нашей стране сейчас действует только четыре подобных научных объекта, при этом курганский по техническому оснащению – один из передовых.

Созданием системы мониторинга и контроля близ объекта по хранению и уничтожению химического оружия курганские экологи, а так же специалисты химики и биологи занимаются аж с 1999 года. Фактически с момента закладки первого камня завода по ликвидации боевых отравляющих веществ. За шесть лет система не однажды реформировалась и перестраивалась, пока не дозрела до нынешнего состояния. Если описать ее коротко, то получится огромная – в 750 квадратных километров площадка, так называемая зона защитных мероприятий, утыканная точками контроля за состоянием окружающей среды. Показания с этих контрольных точек стекаются и анализируются в лабораториях центра.

  Всего в зоне защитных мероприятий установлено 157 точек экологического контроля.   Вокруг самого города Шучье раскидано пять пунктов контроля, четыре близ деревни Козино, столько же у Наумовки. Вокруг объекта по уничтожению химического оружия предполагается двойное кольцо контроля. Первое идет фактически вдоль забора, а второе на джентльменском полукилометровом расстоянии.

Но пока объект строится, не эти кольца находятся в центре внимания экологов. Их интересует: чем дышит так называемый арсенал – объект по хранению химического оружия, потому его охватил самый тесный круг мониторинга.  По утверждению руководителя Центра  Татьяны  Шингаренко, за время наблюдений в 2006 году никаких тревожных изменений окружающей среды здесь не обнаружено. Специалисты взяли пробы воды в  трех реках и семи озерах и зафиксировали превышение предельно допустимой концентрации по … органическим веществам. То есть берега всех водоемов так удобрены навозом и различным бытовым мусором, что вода просто благоухает органикой.
 
- Но к сожалению, психология человека устроена, видимо, так, что когда мы говорим: окружающая среда в Щучанском районе не вызывает беспокойства и по многим показателям даже лучше, чем в других районах, -  это воспринимается с недоверием, потому что не содержит в себе сенсацию, - признается Татьяна Шингаренко, - отсюда и возникают различные спекуляции…

Проверка чувств

Борьба с различными спекуляциями ведется исключительно научными методами. По сути, она предусмотрена самой системой работы приборов, анализирующих состав воды, почвы и воздуха. Хромоторгафы, установленные в аналитической лаборатории Центра, могут определить концентрацию того или иного вещества с точностью десять в минус девятой степени.

 То есть, хотя бы одна молекула отравляющего газа зарина попадет в миллиард других молекул, прибор четко определит ядовитого чужака.

Чтобы техника случайно не «потеряла нюх» на отраву и не утратила точности определений, один раз в три месяца проводятся контрольные анализы. На исследования выносятся специальные образцы, в которые добавлены именно такие вещества, которые содержатся в химическом оружии, хранящемся в Щучьем.  По научному этот процесс называется калибровочным тестированием измерительных приборов.

Для калибровки из Саратовского научного института в Курган специальной фельдъегерской связью с военизированной охраной доставляют небольшие флакончики с составляющими химического оружия: зарином, зоманом и прочими фосфорорганическими отравляющими веществами. Как смеются сотрудники лаборатории, доза доставляемой им отравы настолько мизерна, что может спровоцировать только головную боль. Тем не менее, сейф, в котором хранятся эти «образцы государственного стандарта»,  украшает строгая надпись: «В случае пожара выносить в первую очередь».

С той же строгостью выносятся и остатки отравляющих веществ, которые были использованы  в научной работе и обезврежены дегазацией. Отходы ОВ, хоть и относятся после обработки к четвертому, самому низкому классу опасности,  собираются вместе, надежно упаковываются и все той же спецсвязью доставляются обратно в Саратов. Чтобы вокруг лаборатории не витало никаких слухов и домыслов.

 «Растительность не обманешь – завяла, так завяла», - именно так сотрудники другого подразделения  Центра – лаборатории биотестирования выражают свой принцип контроля за боевыми химическим веществами.

Блоху подковать

В этой лаборатории проводят любопытнейшие исследования. Мне показали три баночки с жидкостью, в которых обитали водяные блохи. И пояснили, что каждый сосуд отличается количеством отравляющих веществ, добавленных в воду.

Блошки о своем участии в научном опыте, естественно, ничего не знали и дружно прыгали во всех трех сосудах. Как заверил заведующий лабораторией, кандидат наук Николай Плотников, опыты показали: блохи от отравы не умрут, влияние нежелательных веществ скажется в другом, они просто начнут меньше рожать. И рано или поздно в баночке наступит демографический кризис.

Исследование влияния малых доз отравляющих веществ на клеточные организмы проводятся в Кургане не случайно.  Представитель государственного НИИ промышленной экологии Владимир Чупис, выступая на круглом столе по вопросам  обеспечения безопасности хранения и уничтожения  химического оружия, организованном «Российской газетой», утверждал:

 - Есть аспект, который мы обязаны учитывать. Всегда возникает вопрос, на который люди хотят получить ответ: как влияют такие вещества, даже в мизерных количествах на организм человека? И этот непростой  вопрос до конца, со сто процентной гарантией пока не выяснен. Вы знаете, есть эффект сверх малых доз, есть гомеопатия, где очень малые количества веществ, буквально молекулы, оказывают серьезное влияние на организм. Это будущие факторы и их мы тоже постарались учитывать. Подобной системы пока нет в мире, но в течение последних десяти лет мы ее разрабатываем: исследуя простейшие биообъекты. Потому в составе наших центров имеется специальные лаборатории биотестирования. В них на простейших биообъектах: бактерия, амебы, инфузории, не имеющих мобилизационных способностей высшего организма, проводим исследования. Если нет реакции, можно быть уверенным, что среда пригодна для обитания, что можно вести хозяйственную деятельность, сеять и жать урожай и ничего плохого не произойдет.

Когда контроль по химическим показателям совмещается с биологическим анализом, это дает сто процентную гарантию того, что любые химические вещества будут обнаружены. Это достижение мирового класса.

В достижениях мирового класса особо активное участие принимают одноклеточные амебы, водоросли и специальная бактериальная масса, именуемая  эколюм. Эти бактерии, когда живут, – светятся. Стоит только каким либо химическим веществам испортить их среду обитания – эколюм гаснет на глазах. Но самый значительный вклад в дело выяснения гомеопатического влияния отравляющих веществ внесли пока пресноводные караси. У рыб, долгое время проживающих в лабораторном аквариуме с водой, испорченной химией, решили проверить печень. Печень у любого живого существа самый чувствительный и накапливающий гадость орган. И сейчас ученые должны дать ответ: накапливает ли в себе живой организм даже микроскопические доли остатков химического оружия? Ученые очень активно сегодня работают в этом направлении.

Охрана порядка Курган Урал и Западная Сибирь