28.12.2006 04:55
В мире

США и Европа поссорятся из-за казни Хусейна

Решение о казни экс-главы Ирака возмутило Европу
Текст:  Надежда Сорокина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4259)
Читать на сайте RG.RU

В то время как Соединенные Штаты активно поддержали исполнение приговора над бывшим иракским лидером, ряд европейских государств назвали этот приговор ошибкой, способной еще сильнее усложнить положение в Ираке. Так стоит или нет казнить Хусейна? С этим вопросом "РГ" обратилась к экспертам.

Михаил Маргелов,

председатель Комитета Совета Федерации по международным делам: 

- Апелляционный суд Ирака подтвердил смертный приговор Хусейну. И скорее всего, бывшего диктатора повесят. Сделать это власти Ирака могут теперь в любой день, но не позже чем через месяц. Однако эта казнь не даст покоя стране и не решит стоящих перед американскими войсками задач. Будь все так просто, по-сталински, "нет человека, нет проблемы", администрации США не над чем было бы ломать голову. Между тем достойный выход Америки из иракской ловушки мало зависит от судьбы теперь уже бывшего диктатора. Саддама не будет, а проблемы останутся. И дело не только собственно в Ираке, а в том, что подожжен весь Ближний Восток.

Если казнь свершится, то в отношениях США с Европой пробежит некоторый холодок. Такие страны, как Франция и Германия вместе с Россией, были против иракской кампании с самого начала. А что касается приговора, то в государствах, входящих в Совет Европы, смертная казнь отменена. Поэтому против приговора Хусейну выступила даже союзница США - Великобритания.Тем не менее преувеличивать роль казни Хусейна в судьбе североатлантических отношений не следует.

Александр Рар,

эксперт Германского совета по внешней политике: 

- Казнь Саддама Хусейна может вызвать восстание суннитов в Ираке. Но, с другой стороны, Белый дом с помощью этой казни намерен получить дополнительную поддержку иракских шиитов, которых преследовал Хусейн.

Бывший президент Ирака уже не играет никакой роли в своей стране. Это битая карта. Он проиграл уже вторую войну, сдал Ирак, потерял семью. Пожизненное заключение для такого диктатора могло быть уже достаточно суровым наказанием.

После завершения "холодной войны" на Западе абсолютно искусственно начали развивать идею Нюрнбергских процессов. Все это выглядит как право победившего казнить проигравших. Так было с Милошевичем, которому Гаагский трибунал не дал возможности нормально лечиться. Сейчас идет процесс над Хусейном. Готовится суд над лидером Камбоджи Пол Потом. Запад стремится предстать как победитель над тиранией в XXI веке. Причем под понятие "тирания" попадают все режимы, которые являются авторитарными.

Конечно, сейчас никто не жалеет Хусейна, который был тираном и убийцей. Однако его казнь под громкие аплодисменты Запада выглядит абсурдной. Эта казнь может вызвать еще большее отчуждение между исламским миром и западной цивилизацией. Опасность заключается в том, что будущие диктаторы, такие, как северокорейский лидер Ким Чен Ир, начинают понимать, что их уход от власти станет для них смертным приговором. Поэтому они так держатся за свое кресло.

Николай Злобин,

директор российских и азиатских программ вашингтонского Центра оборонной информации: 

- Казнь Саддама Хусейна должна быть проведена в соответствии с иракским законодательством. Смертный приговор диктатору стал чисто политическим вопросом. Он означает, что все уже решено.

Хусейн является отработанной фигурой. Все понимают, что он в прошлом, его системы больше нет. Он одиночка. В западном мире существует четкое понимание того, что Хусейн не может стать знаменем борьбы ни для одной из сторон, воюющих в Ираке.

Американцы считают, что казнь Хусейна вызовет меньшую дестабилизацию ситуации на Ближнем Востоке, чем помилование диктатора или какие-то другие варианты с его личной судьбой.

Слишком много людей были вовлечены в судебный процесс над экс-главой Ирака. Многие из них хотят отомстить бывшему режиму и лично Саддаму. Поэтому свобода Хусейна, по мнению Вашингтона, может вызвать еще большую дестабилизацию Ирака. Казнь диктатора поставит жирную точку на эпохе его правления.

Ирак