29.12.2006 05:30
Власть

Юрий Лужков: Уходить рано или поздно надо

Желает всем россиянам мэр столицы Юрий Лужков
Текст:  Любовь Пятилетова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4261) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4262)
Читать на сайте RG.RU

Раритеты с пожелтевшими страницами на книжных полках словно напоминают: вот оно, мгновение, когда можно остановиться и оглянуться назад на уходящий 2006 год. Юрий Михайлович машинально поглаживает стоящую у журнального столика кованную пчелу с глазами из янтаря: "Красивая?" И поясняет: "Это подарок одного народного умельца". В общем, все говорит за то, что, по крайней мере, телефонных звонков, способных перебить беседу, можно не опасаться.

Это не черная дыра

Российская газета | Юрий Михайлович! А с коровой "Пчелкой" - подарком министра сельского хозяйства Алексея Гордеева на 70-летие вы наконец познакомились? Говорят, она долгое время была на карантине, как и положено, если животное привозят из-за границы.

Юрий Лужков | Да. Она оказалась хорошей семментальской породы. Теперь, с легкой руки министра, столица закупила в Баварии для своего хозяйства, расположенного в Калужской области, большую партию таких буренок. Причем "заряженных", уже ожидающих первого приплода. Это позволит довести стадо до 8 с лишним тысяч голов, причем 4 тысячи будет уже к Новому году. Одновременно в хозяйстве планируется провести полную реконструкцию, построить свой молочный завод, забойный цех. Уже сейчас можно видеть, как оживает село, как воспрянул народ от появления работы и стабильной зарплаты. А еще говорят, что сельское хозяйство - черная дыра, в которую сколько ни вкладывай денег, все без толку. Никогда не соглашусь с этим. Сельское хозяйство может быть прибыльным и в России. Конечно, с рентабельностью не нефтяной, олигархи на его ниве вряд ли вырастут. Но работать не в убыток и даже развиваться за счет прибыли, получаемой от продажи собственной продукции, вполне можно.

РГ | Национальный проект развития АПК на то и рассчитан, чтобы поднять и производство, и уровень жизни в селе. Как же с этим сочетается дикая нищета в Тверской области, которую высветила недавняя гибель священника со всей семьей?

Лужков | Алкоголизм и нищета рождаются там, где нет точек приложения труда. Отношение государства к сельскому хозяйству начало немножечко меняться буквально в самое последнее время. Прежде оно было брошено на произвол судьбы. Впрочем, как и промышленность - машиностроение, химия и другие отрасли. "Кто выплывет - хорошо, а кто утонет, туда ему и дорога", - объясняли такую политику либерал-демократы. Так к сельхозпроизводителю не относятся ни в одном развитом государстве мира. Взять, к примеру, США, где государственная поддержка позволила настолько развить производство продовольствия, что по объему продаж оно сейчас в десятки раз превышает продажу вооружений.

РГ | Вы думаете, это по плечу и России?

Лужков | Безусловно. При условии появления собственника на селе. Может ли быть им фермер? Конечно, может. Но я сторонник "крупняка" - то есть формирования агропромышленных холдингов. Тем более что деньги, которые нужны на первоначальном этапе становления, сейчас у страны есть. Это Стабилизационный фонд, средства в котором заморожены, законсервированы, вместо того чтобы работать на развитие экономики. Тем более что в сфере сельхозпроизводства сейчас океан возможностей. Создав только за минувший год 19 крупных агрохолдингов, причем не только на бюджетные средства города, а привлекая и средства разных фирм и компаний, Москва убедилась в этом на собственном опыте.

РГ | А какая польза от этого самой Москве и москвичам?

Лужков | Польза такая. Уже в самое ближайшее время - в 2008-2009 годы эти агрохолдинги обеспечат 30 процентов потребностей столицы в мясе, птице, молоке, картофеле, овощах, зерне. Город больше не будет сидеть на игле импортных поставок продовольствия, как недавно сидела вся страна на "ножках Буша". Именно "ножки Буша" еще десять лет назад заставили меня задуматься о том, насколько небезопасно для человека употребление мяса птицы, которое содержит биологические компоненты ускоренного роста. Ведь эти биодобавки и продукты их распада в виде метаболитов попадают в организм, что, мягко говоря, не полезно. Поддержка отечественного птицеводства избавила столицу от нужды в заокеанских окорочках. Но вопрос о защите москвичей от продукции, содержащей генномодифицированные добавки, менее актуальным не стал. Вот и недавно на заседании "круглого стола", посвященного этой теме, шла речь о том, какие еще надо предпринять меры. Вывод один: самим производить все необходимое для питания. Причем не только мясо и молоко, например, но и корма для животных и птицы. Лично я никаких препятствий этому не вижу. Россия располагает 11 процентами посевных площадей мира. Пусть не самыми блестящими, как скажем, в штате Айова. Но в любом случае подобного потенциала больше нет ни у кого. Можно ли равнодушно смотреть на то, как зарастают сорняками эти бескрайние поля?

Какие рынки нужны Москве

РГ | Юрий Михайлович! Лишь в течение этого года в Москве добавилось более 3 тысяч новых магазинов. А москвичи зачастую все равно идут за продуктами на рынок. Как вы думаете, почему?

Лужков | Объем торговых площадей, приходящихся на одного москвича, сейчас соответствует среднеевропейским стандартам. Но рынок все равно для многих жителей столицы остается более привычным. Такое отношение - еще одно подтверждение тому, что Россия - страна евразийская, где рынок не просто объект торговли. Место, куда люди идут не только купить необходимое, но и, как говорится, на других посмотреть, что-то пообсуждать. Как в Стамбуле или Маракеше.

РГ | Что ожидает рынки в будущем году, когда в соответствии с постановлением правительства РФ к 1 апреля число иностранцев, торгующих там, должно сократиться на 40 процентов, а к концу года вообще свестись к нулю?

Лужков | Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте беспристрастно взглянем, а что собой представляют они сегодня, московские рынки? Товары там чаще всего продаются такие же, как и в супермаркетах. Отличает их разве лишь то, что эта продукция, как правило, неизвестно кем произведенная, неизвестно откуда привезенная и неизвестного качества. В большинстве своем контрафактная, не облагаемая никакими налогами и лишь по этой причине более дешевая. Может быть, мой вывод звучит слишком резко, но я убежден, что такие рынки с товарами в основном китайского и турецкого производства Москве и не нужны. Если хочешь продать свой товар, сдавай в опт, оформляй в соответствии с законом и реализуй на здоровье через магазины. Это и есть реализация цивилизованных рыночных принципов. Для умельцев же, которые захотят привезти в столицу какие-нибудь корзиночки, шкатулочки и прочие изделия народных промыслов, безусловно, на рынках должны быть созданы условия. Кстати, для этого в Москве недавно открылся специальный оптовый торговый центр.

РГ | А как же фермеры, которым столица обещала всяческую поддержку? Даже 50 процентов мест на тех же рынках зарезервировала, которые, правда, почему-то пустуют...

Лужков | Я знал, что так оно и будет!

РГ | Зачем же тогда издавали постановление об их резервировании?

Лужков | С единственной целью - чтобы прекратить досужие разговоры о том, что на столичные рынки не пускают производителя, фермера. Давайте встанем на его место. Летом он выращивает зерно, картофель, овощи, ухаживает за скотом. Зимой ни огорода, ни полевых работ нет, но коров подоить - накормить надо, молоко переработать... Да мало ли работы в хозяйстве, попробуй оторваться! Никогда фермер не сможет каждый день ездить на рынок. Да, у него должна быть возможность поехать и продать, если возникнет желание. И мы ему ее дали. Но главное все же в другом - поблизости от дома его должны встречать не перекупщики, скупающие за бесценок плоды его труда, а представители вымершей потребкооперации. Оптовики, имеющие аккредитацию в районе, берущие за свои услуги нормальный, неграбительский процент.

РГ | А может быть, прав Алексей Гордеев, предлагая отдать рынки сельхозкооперативам?

Лужков | Каким кооперативам? Сколько же рынков должно быть создано в Москве, если каждый из тысяч кооперативов захочет обзавестись своим рынком в столице? Другое дело, если создать управляющие структуры, которые сведут фермеров с потребкооперацией. Столица охотно предоставит торговые места всем структурам, взаимодействующим с фермерами, если они аккредитованы у себя дома, в наших российских областях.

РГ | Любая организация работы на новом витке требует времени. А количество рынков в Москве сократится уже в ближайшее время. Не опасаетесь того, что это приведет к росту цен на продовольствие?

Лужков | Не опасаюсь. Кроме рынков в Москве, каждые выходные разворачиваются ярмарки более чем в 300 точках города. Брянск, Липецк, Тамбов, Воронеж и прочие края и области всей России торгуют там картошкой, капустой, яблоками... Да и на рынках всей отечественной продукцией кроме экзотики торгуют они же, наши отечественные производители. А если рядом с ними по существующим правилам будут торговать хурмой из Казахстана, виноградом из Азербайджана и мандаринами из Абхазии - с какой стати это прикрывать? Пусть все будет на прилавках!

О ценах, жилье и зарплатах

РГ | Юрий Михайлович! Вы, как мэр, довольны ростом доходов москвичей?

Лужков | Ну, кто может быть доволен своей зарплатой, какая бы она ни была? Вот и я недоволен тем, что получают сегодня москвичи. А с другой стороны, не могу не радоваться: рост зарплаты в три раза опережает стоимость жизни в Москве! Суммарный рост оплаты труда в нынешнем году составил 27 процентов, а рост стоимости жизни - около 8 процентов.

РГ | И все-таки есть одна статья расходов у москвичей, за которой они не могут угнаться с любой зарплатой! Это цены на жилье. С начала года выросли на 80 процентов! Правда, сейчас немножко остановились. Как вы думаете, это короткая передышка перед новым витком или все-таки долгожданная стабилизация?

Лужков | Думаю, что дальше цены расти не будут. Заметили, что они остановились одновременно с остановкой цен на нефть? Это происходит не случайно, так как именно цены на нефть в наши дни во многом являются регулятором спроса и предложения. Если денег становится меньше, то и цены умеривают свой пыл. Все связано друг с другом. К тому же сыграла свою роль ипотека, которая в Москве за этот год выросла в три раза. А ведь это, между прочим, как раз то самое жилье именно для москвичей, о котором у правительства Москвы голова болит в первую очередь. В ипотеку никого посторонних мы не принимаем. Увеличился и объем жилья, строящегося по горзаказу, по сравнению с тем, что возводится для коммерческих целей. Это тоже верный признак того, что наращивается строительство жилья для своих.

РГ | Москве потребовалось почти десять лет для того, чтобы снести половину "хрущоб". Виден ли, как говорится, свет в конце тоннеля?

Лужков | Давайте сначала уточним цифры. Когда город взялся сносить пятиэтажные дома первых серий индустриального домостроения, их было в Москве примерно 6 миллионов 340 тысяч квадратных метров. Плюс 1 миллион 600 тысяч - ветхого жилого фонда. В настоящее время снесено почти 5 миллионов квадратных метров жилья. В Центральном и Южном округах с пятиэтажками разделались целиком, в Юго-Восточном округе снос планируется завершить в 2008-м, в Северном и Восточном - в 2009-м, в Северо-Восточном, Западном, Северо-Западном и Зеленоградском округах - в 2010 году. Это системная, плановая работа и она будет выполнена.

РГ | Сейчас все чаще идут разговоры о том, что столица готова взяться за снос и девятиэтажек, многие из которых по своему качеству не слишком отличаются от пятиэтажек.

Лужков | Говорить об их массовом сносе пока рано. Исключением могут быть лишь случаи, когда один-два дома оказываются в зоне застройки и мешают вести ее комплексно. Так, как однажды в Москве уже было на Таганке. Но это требует принятия отдельного решения.

РГ | У квартирного вопроса есть и другая сторона. Нуждающиеся ждут не дождутся, когда смогут его решить. А москвичи, живущие не в тесноте, все чаще выражают недовольство: ну, сколько можно строить? И так живем по плотности населения, обойдя многих. Ведь если в Лондоне на одном квадратном километре живет 4,5 тысячи человек, в Берлине -3,2 тысячи, то в Москве уже проживает 11 тысяч человек! Может быть, и впрямь остановить маховик строительной машины?

Лужков | Я считаю, что Москва, как и любой другой город, должна жить своей жизнью. Город обязан создать нормальные жилищные условия для своих граждан и при этом - не трогать охраняемых городскими законами природных территорий вроде Лосиного острова, Битцевского и Тропаревского парков, Сокольников и т. д. В том и заключается мастерство управления, чтобы решать обе задачи, добиваясь, чтобы жизнь в городе становилась все более удобной.

Что общего у Москвы с Ханты-Мансийском?

РГ | Юрий Михайлович! Но если приезжие и дальше будут скупать квартиры в Москве, куда ей дальше расширяться?

Лужков | Действительно, примерно 120 тысяч квадратных метров в год в столице покупают богатые люди из других регионов. Берут, как правило, на всякий случай. В течение года эти квартиры чаще всего пустуют, разве что хозяин заглянет на пару-тройку дней в командировку или отпуск. А кто-то, бывает, привозит сюда на постоянное место жительства своих престарелых родителей из расчета, что пенсии тут выше, а медицина и прочие социальные дела поставлены лучше. Но драматизировать этот процесс я бы не стал, так как и в других странах многие бизнесмены обзаводятся квартирами в Париже или Лондоне, хотя постоянно живут и работают в других регионах. Рецепт против подпора желающих переехать в столицу известен: нужно создавать условия жизни в Туле, Рязани или Калуге не хуже, чем в Москве. Возможно ли это, спросит кто-то. Отвечу: возможно. Посмотрите, например, на город Ханты-Мансийск. Никто из его жителей не рвется в Москву, потому что им и дома не хуже. Если бы вся Россия состояла из таких Ханты-Мансийсков, то это была бы страна, которая дала бы фору и Америке.

РГ | Вы можете спрогнозировать, когда такое станет возможным?

Лужков | Надо не прогнозировать, а работать. Чем, Москва, собственно, и занята, строя то же жилье сейчас в 51 городе РФ и даже странах СНГ. Каждая из этих строек, напомню, дает работу и зарплату огромному количеству людей. Кроме того, в регионах создается приличное жилье. А когда московский бизнес, который возвел его, сворачивается и уходит, его место замещают подросшие свои бизнесмены и строители. Так было в Ярославле, откуда Москва уже постепенно уходит, так будет, я уверен, и в Иваново, куда столица еще только пришла. Россия настолько велика, что возможностей развивать ее и обустраивать хватит всем.

Нередко складывается мнение: этот успешный губернатор, а этот так себе... А на основании чего пришли к тому или иному выводу - порой и не понять. Мне кажется, что администрации президента было бы неплохо выработать на этот счет четкие критерии. И основываться они должны прежде всего на том, как в любом регионе решаются социальные вопросы и как чувствует себя там сельское хозяйство, промышленность. Вот вокруг Москвы вроде кругом асфальт, а мы селом занимаемся. И это правильно. Должен же его кто-то поднимать!

Есть дорога - есть жизнь

РГ | Юрий Михайлович! На протяжении многих лет вы боретесь за восстановление дорожного фонда. А его в полном объеме как не было, так и нет...

Лужков | Повторю то, что говорил не раз. Ликвидируя дорожный фонд, Минфин обманул Совет Федерации - еще тот, прежний. Я предупреждал коллег, губернаторов других регионов и законодателей, что это вредно для страны. Но сработала конъюнктура, и дорожный фонд накрылся медным тазом. Сейчас абсолютно очевидна ошибочность этого решения. Транспортная ситуация в стране продолжает ухудшаться. А денег в Стабфонде, ради которых отняли основные источники у Дорожного фонда, и без того хватает. Так что я продолжаю мечтать о времени, когда минфин все-таки одумается, и правительство вернет реальный дорожный фонд, чтобы регионы получали достаточные деньги для развития магистралей, а не для поддержания их на минимальном уровне. Без дорог ни о каком развитии дальше не может быть и речи. Если этого не понять, то никакая борьба с мигалками не поможет. Хотя и она тоже нужна. Правильно, что их убирают. Я убежден, что в самое ближайшее время мигалки должны остаться всего у трех человек в стране: президента, патриарха и премьер-министра.

И все же самое главное - это сами дороги. Они - каркас, арматура экономики всей страны с одной стороны, а с другой - темп ее жизни. Словом, есть дорога - есть жизнь.

РГ | Судя по тому, что Москве на 2007 год выделяют денег на дорожное строительство из федерального бюджета больше, чем обычно, это понимают и в правительстве РФ?

Лужков | Ситуация действительно меняется к лучшему. По крайней мере, в минтрансе Москва встречает полное взаимопонимание. Даже минфин, хоть и с трудом, но удается в чем-то убедить.

РГ | И на что же будут потрачены выделенные 11 миллиардов рублей?

Лужков | Проекты, касающиеся транспорта и дорог в Москве, расписаны на много лет вперед. Были ли бы деньги. Расширяем Ленинградку. Раскручиваем Четвертое транспортное кольцо, и я бы раскрутил его еще интенсивнее, будь на что. Только что закончили прокладку тоннеля в сторону Новорижского шоссе, совместив в нем автомобильное движение, а под ним проложив рельсы для метро. Благодаря такому подходу ветку метро удалось сократить на 3 километра. А теперь щит оттуда перебросим на прокладку нового тоннеля - под Преображенской площадью, откуда он выйдет к улице Королева на северо-востоке города. Представляете, какая мощная сквозная магистраль появится! Метро надо продолжать тянуть. А еще - продолжать работу по превращению Малого кольца железной дороги из грузового в пассажирское.

РГ | Этот проект, похоже, что-то застрял...

Лужков | Да ничего он не застрял! Просто работа там предстоит гигантская. Очень высокая интенсивность движения по перегонке грузов по кольцу. И как при этом обеспечить движение пассажирских поездов с периодичностью не реже, чем через 8-10 минут? Иначе все теряет смысл!

РГ | Недавно вы подписали постановление о начале работы еще над одним проектом - превращения Нового Арбата в пешеходную зону. Он разрабатывался десять лет. Почему же добро дано именно сейчас?

Лужков | Да потому что именно сейчас Главмоскомархитектура доработала его до состояния, когда стало возможно говорить о его реализации. Никакой другой причины нет.

РГ | Автор проекта - директор института "Моспроект-2" Михаил Посохин заявил на пресс-конференции, что строительство подземных тоннелей, в которые предложено убрать автомобильное движение с Нового Арбата по сути для Москвы - единственный способ избавиться от пробок на дорогах и одновременно сохранить исторический город.

Лужков | В центре Москвы - да. Если построить там многоуровневые развязки, то город действительно испортим. Потеряем Москву, как японцы потеряли Токио. Этого допустить нельзя. А в новых районах могут быть и эстакады. Но вопрос борьбы с пробками надо ставить шире. Я бы сформулировал его так: без усилий навстречу Москве со стороны минтранса и Московской области столица сама с пробками не справится.

Не по-соседски

РГ | Вы неоднократно поднимали вопрос о том, что усилия столичных властей по разгрузке дорог должно поддержать Подмосковье. Призыв нашел отклик?

Лужков | Только не тот, на который Москва рассчитывала. Смотрите, что делает Подмосковье. Когда Москва строила МКАД, проектанты предлагали сделать его трехполосным. Столица настояла на том, чтобы на окружной кольцевой дороге было пять полос. Но сейчас ехать на автомобиле по внешней стороне кольца все равно намного сложнее, чем по внутренней. Спрашивается, почему? Дело в том, что область понастроила со своей стороны громадное количество торговых центров. Дело доходило до того, что из-за отсутствия площадок для парковки машин при самих этих центрах, автомобили выстраивались прямо на МКАДе. Сейчас этого, слава богу, нет. Но проблема-то перегрузки кольца на внешней части существует. Необходимо сообща обсудить и договориться о том, какой может быть оптимальная нагрузка внешнего кольца МКАД. Москва-то свою сторону не перегружает, даже при бешеном дефиците столичной земли. Представляете, сколько можно было бы и нам понастроить!

Перегруз МКАД со стороны Московской области серьезно влияет на обстановку и на московских вылетных магистралях. Даже тех, что в Москве широченные - вроде Минского шоссе. Но выезжаешь с него за МКАД и видишь, что кругом тоже стоят торговые центры, шоссе в итоге на участке, примыкающем к Москве, сужается до трех-четырех полос. Практически все магистрали, разве кроме Новорижской, сразу переходят в узкое горлышко. Естественно, немедленно возникают заторы движения. Надо же что-то делать! Правительству Московской области, минтрансу и, я думаю, требуются конкретные поручения и правительству РФ.

РГ | Юрий Михайлович! Почему бы по-соседски не поговорить об этом с губернатором области Борисом Громовым и вместе не заняться этим действительно животрепещущим вопросом?

Лужков | Мы занимаемся сообща вопросами улучшения работы системы транспортного обслуживания, но этого мало. То, что касается МКАД и дорожного развития, подмосковные власти сами должны видеть. Те же вылетные магистрали - по ним же не только москвичи ездят, но и вся Московская область. Это, по сути, наши общие дороги.

РГ | Значит, выход и впрямь один: в объединении Москвы и Московской области в единый регион?

Лужков | Как минимум, у столицы и области должна быть единая система планирования. Но вполне возможна и единая система административного управления.

РГ | В ответ на ваше предложение на этот счет, высказываемое прежде, Борис Громов не раз признавался, что опасается того, что область из самостоятельного субъекта Федерации может, образно говоря, превратиться в придаток столицы, который будет развиваться по остаточному принципу.

Лужков | Чтобы понять, насколько безосновательны эти опасения, достаточно посмотреть, как управляется Москва. Что она сегодня представляет собой административно? Это десять административных округов, на территории каждого из которых проживает более чем по миллиону жителей. То есть в целом столица - это десять городов-миллионников, объединенных в один. Во главе каждого стоит префектура. У каждого префекта есть свои функции, право самостоятельно их исполнять и главное - необходимые для этого ресурсы, свои фонды, которые он может пополнять за счет инициативной работы. Спросите у любого из префектов и он скажет: для всех существует только одно ограничение - это общая политика города. Но, являясь членом правительства города, он в равной мере участвует в ее выработке. Если бы этого не было, то из кабинета на пятом этаже здания на Тверской, 13, город не разовьешь. Это общее дело.

РГ | Объединение двух регионов в любом случае - дело не одного дня. Может быть, Москве и области хотя бы с чего-то одного начать, например, создать какой-то общий орган хотя бы для решения самых злободневных вопросов?

Лужков | У правительства Москвы и Московской области есть совместная коллегия, но она не очень эффективная. Вся беда заключается в том, что решения правительства для каждого из субъектов Федерации - обязательны, а решения коллегии носят рекомендательный характер.

Оглядываясь назад, видеть будущее

РГ | Юрий Михайлович! Давайте коротко подведем итоги уходящего 2006 года. Как отмечалось на заседании правительства Москвы, программа по развитию города выполнена грандиозная, но что в ней было самым важным лично для вас?

Лужков | Мы строим по 5 миллионов квадратных метров жилья. Строим торговые центры и офисы. Но самое главное для меня, как ни странно на первый взгляд, все-таки детские сады. В плане было заложено строительство 11 садиков, а построено - 94. Еще 100 построим в будущем году. Важнее всего, что проблема обеспечения юных москвичей садиками сдвинулась, наконец, с мертвой точки.

РГ | Почему же для вас это так важно?

Лужков | Что такое детский сад? Место, где ребенок всегда под присмотром квалифицированных людей и где он к тому же получает дошкольное образование. Возможность отдать малыша в надежные руки меняет жизнь и его родителей. Начнем с того, что они просто смелее заводят ребенка, зная, что не останутся с его воспитанием один на один. Далее, получив место в садике, молодая мама может выйти на работу. Ну а две зарплаты для семьи всегда лучше одной. Больше доход - больше возможностей решить квартирный вопрос. Например, вступить в ипотеку, приобрести квартиру по программе "Молодой семье - доступное жилье". Ну, и, наконец, немаловажен факт, что, заведя ребенка, женщина остается свободным человеком, не теряет уже полученную профессию и возможность совершенствоваться дальше.

Второе, что для меня в уходящем году было не менее важным, это 65-я годовщина битвы под Москвой и забота о ветеранах. Моя цель - чтобы огонь пламенной благодарности людям, завоевавшим эту величественную победу, никогда не затухал.

РГ | Вы на днях с тревогой отметили, что минздравсоцразвития задолжал на лекарства льготникам 2,5 миллиарда рублей. Что стоит за этим?

Лужков | За этим стоит прямое невыполнение министром Михаилом Зурабовым своих обязательств. Он задолжал не только Москве, но и другим субъектам Федерации. Тем самым Зурабов подрывает авторитет правительства РФ. Москве, например, возглавляемое им министерство закупает вместо современного оборудования за рубежом для лечебных учреждений не самое свежее, руководствуясь одним принципом - лишь бы подешевле. Я же считаю, что он не имеет права приобретать морально устаревшее оборудование. Такую свою позицию столица довела до сведения министра.

РГ | И что в итоге?

Лужков | А вы спросите лучше об этом у московского министра здравоохранения Андрея Сельцовского, и он расскажет, что вместо обновления больниц и поликлиник столица вынуждена порой просто отказаться от предлагаемого оборудования.

В канун 2007-го...

РГ | Юрий Михайлович! Наступает 2007 год. Последний год из срока, на который избран мэр Москвы в ходе последних выборов. Вы неоднократно уже заявляли о своей решимости уйти с поста после окончания этого срока. Но за это время многое изменилось. Как показывают опросы населения, рейтинг ваш год от года растет, как крепчает хорошее вино. Депутаты Гордумы, которым по новому закону теперь предстоит утверждать кандидатуру нового мэра, уже высказали свою позицию: они вновь намерены выдвигать вас. Да и представители "Единой России" определились, заявив, что Лужков полон сил, идей, энергии, и другого мэра, по их мнению, Москве пока не требуется. А что вы сами скажете, если президент предложит вам все-таки продолжить работу?

Лужков | Признаюсь, что поддержка москвичей для меня очень важна. Она дает мне мощнейший заряд во всех делах, и я очень благодарен всем за нее.

2007 и 2008 годы будут непростым временем для нашего государства, и мы с городской думой будем, конечно, у президента обсуждать проблемы, которые встанут и перед столицей. Но вечного все равно ничего не бывает. Уходить рано или поздно надо. Что здесь особенного? Никакой трагедии нет.

Госуправление Мэр Москвы