10.01.2007 02:00
Происшествия

Из группы российских дайверов удалось найти лишь одного человека

Тайну гибели дайверов раскрывает эксперт - аквалангист-спасатель
Текст:  Юрий Сайкин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4264)
Читать на сайте RG.RU
Во вторник стали известны дополнительные подробности о трагическом происшествии с российскими дайверами на Красном море.

Пока официально сообщается о гибели одного человека, судьба еще двоих остается неясной. В начале января в Египет прибыла группа российских туристов, которая остановилась в гостинице района Марса Аллам (800 км от Каира или 300 км от Хургады). 6 января утром четверо дайверов в сопровождении египетского тренера направились в район рифа Эльфинстоун, чтобы совершить погружение. К месту их доставило небольшое судно, принадлежащее дайвинг-центру "Битч Сафари". Несмотря на плохие погодные условия на Красном море, российские любители подводного плавания решили совершить погружение.

Около десяти вечера на берегу был обнаружен один из дайверов Владислав Лукьянченко, 1981 года рождения, который находился в шоковом состоянии. По его словам, дайверов напугали акулы, кроме того, людей отнесло в сторону от судна, а высокие волны "не давали им возможности подать сигнал SOS". Когда наступил вечер, Лукьянченко поплыл в сторону земли и через три часа добрался до берега. Он рассказал, что оставил своих товарищей в нормальном состоянии. "Только египетский тренер неважно себя чувствовал", - рассказал спасшийся турист.

МИД России обнародовал данные о пропавших: речь идет о Елене Сундуковой, 1981 года рождения, и Дмитрии Капитонове, 1979 года рождения. Для поиска пропавших дайверов задействованы самолет, несколько вертолетов и катеров. "Египтяне делают все возможное, но на Красном море фактически идет настоящий шторм, погода очень плохая", - пояснил консул РФ в Египте Башир Мальсагов. По его мнению, поиски продолжатся "еще дня три максимум, потому что дальше их вести бессмысленно".

Во вторник стало известно о гибели в Египте еще одного российского дайвера - Борисова Алексея Викторовича, 1978 года рождения. Он приехал в город Дахаб 31 декабря 2006 года. "Поскольку россиянин не имел страховки, все вопросы, связанные с отправкой тела на родину, консульский отдел будет обговаривать с родственниками погибшего", - сообщили в МИД России.

 комментарий

Ситуацию комментирует корреспондент "РГ" Александр Кротков, аквалангист-спасатель (Rescue Diver PADI), бывавший в местах, где случилась трагедия.

Всякий раз, когда появляются сообщения о гибели российских дайверов, отечественная туристическая тусовка делится на два противоположных лагеря. Одни утверждают, что дайвинг слишком опасен и заниматься им могут только полоумные поклонники этого экстрима. Другие возражают, что гибнут дайверы исключительно по глупости, по неосторожности, которая должна стать другим наукой, но ни в коей мере не остановить желающих лицезреть красоты подводного мира. По-своему правы и те и другие.

Вот статистика: в год от нападений акул гибнет в среднем порядка 50 человек. Для сравнения: от падения кокоса на голову - втрое больше. По утверждениям департамента по туризму Египта, столь любимого российскими поклонниками южного солнца и близкого моря посреди зимы, не зафиксировано ни одного случая гибели людей от акульих челюстей в Красном море. Дескать, здесь обитают относительно мелкие виды акул (до полутора-двух метров длиной), для которых человек уже в силу его размеров не может представлять интерес в качестве пищи. Они, мол, чрезвычайно пугливы, боятся ревущего звука выдыхаемого человеком под водой воздуха и ретируются, как только завидят аквалангистов. Все верно, как дайвер-фотограф со стажем утверждаю: подплыть к акуле близко, чтобы сделать ее снимок крупным планом, чрезвычайно сложно - пулей уплывает, не догнать.

Так-то оно так, но, например, близ знаменитого рифа Эльфинстоун (в его районе как раз произошла январская трагедия), входящего в десятку лучших мест в мире для дайвинга, ныряющие с аквалангом регулярно наблюдают так называемых длиннокрылых океанских акул, длина которых превышает уже 3,5 метра. Я нырял в тех местах - красота их завораживает, а акулы вызывают смесь ужаса и восторга. Эти "крошки" порой проявляют интерес к людям и даже, бывает, пробуют из любопытства на зуб ласты дайверов.

Ласты, как и толстый резиновый костюм, акулам явно не по вкусу - после дегустации хищники равнодушно уплывают восвояси. Но в такой ситуации трудно не запаниковать. Я видел, как дернулся, будто от удара током, не какой-нибудь новичок - опытнейший инструктор, когда увидел, что у него за спиной дрейфует в мутной воде полутораметровая рифовая акулка.

А паника под водой опаснее любой акулы. И дело даже не в том, что дайвер может выронить изо рта загубник. Паникующий стремится как можно быстрее всплыть на поверхность, что может привести к разрыву легких или к кессонной болезни, чреватой параличом, смертью. Это скорее всего и случилось на днях с пропавшими дайверами.

В ситуации же с недавней трагедией на Красном море настораживает еще и вот что: пропавшая группа погружалась в шторм, что строжайше запрещено международными правилами. Мало того, что вылезать из воды на борт в качку очень рискованно - руки-ноги так себе отшибешь, что месяц потом в синяках красоваться придется. Хуже всего, что углядеть среди волн дайвера, поднявшегося на поверхность, с лодки очень трудно. Тем более издали. А ведь течением, которое весьма стремительно в тех местах, человека в считаные минуты может отнести на сотни метров. В большинстве других акваторий мира в обязательное снаряжение каждого аквалангиста входит так называемая "сосиска" - длинный ярко-оранжевый надувной буй, который хорошо виден издалека. Но египетские компании, специализирующиеся на обслуживании дайверов, таких требований не предъявляют.

Многих местных инструкторов по подводному плаванию отличает, как бы это помягче выразиться, глубочайшая умиротворенность. Автора этих строк однажды тоже чуть не забыл дайверский бот: когда через полтора часа после всплытия мы с напарником наконец догребли из последних сил до нашего катера, слава богу, стоявшего на рейде возле рифа, никто из команды даже не заметил нашего опоздания.

В этом бизнесе, который, по признанию самих египтян, приносит стране больше денег, чем пирамиды в Гизе, главное - работа на конвейер. И очередной шторм с очередными акулами, как и очередные их жертвы, этому конвейеру, видимо, не помеха.

Несчастные случаи