В поселке Ягодном, где он жил в низеньком домике, построенном своими руками, его называли "австрийским шпионом". По происхождению Петер, действительно, был австриец, родился в городе Инсбруке. А на территории Советского Союза оказался в 39-м. Социалист по убеждениям, бежал в нашу страну от преследования гитлеровцев. И угодил в сталинский ГУЛАГ.
Отсидев 12 лет, долго еще оставался ссыльным, под надзором и не мог расстаться с Колымой. Когда мы встретились, он, владеющий несколькими языками и глубоко знающий русскую историю и литературу, работал грузчиком в поселковом книжном магазине. Эта черная работа давала ему свободу, а он дорожил свободой больше всех ценностей жизни. И еще благодаря этой работе он мог покупать самые дефицитные книги. Собрал самую богатую, пожалуй, библиотеку на Колыме.
В ту первую встречу Петер ничего не сказал о своей тайне. И каково же было мое удивление, когда несколько лет спустя он приехал в Москву, пришел в редакцию и выложил передо мной на стол толстенную рукопись с интригующим названием "Зекамерон ХХ века".
Рукопись оказалась такой талантливой, что ее сразу же захотели публиковать несколько издательств. После выхода "Зекамерона" автору посыпались приглашения из разных стран. Вырвавшийся из плена узник, он начал без устали путешествовать. Мог бы остаться на родине в Австрии, звали друзья жить и в Америку, но он всегда возвращался в Россию.
Переселившись с Колымы в Москву, стал одним из самых почитаемых членов "Мемориала". Главными чертами его характера и творчества были непреклонное свободолюбие и высокое чувство человеческого достоинства. Повествуя об ужасах гулаговского ада, он не унижался до жалости к самому себе. И в других обитателях "запроволочного" мира тоже старался увидеть прежде всего свет и доброту.
Мэр города Инсбрука прислал специального гонца с венком на могилу писателя. "Австрийский шпион" писал только по-русски. Петер Демант - Вернон Кресс был истинно русским писателем.