10.01.2007 01:50
Культура

Люди сцены пытаются войти в более тесный контакт с властью

Люди сцены пытаются войти в более тесный контакт с властью
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4264)
Читать на сайте RG.RU

В конце августа и начале сентября в Москве и Петербурге праздновали 250-летие учреждения государственного публичного театра России - к этому были приурочены фестиваль европейских национальных сцен Европы и две премьеры - "Ревизор" Малого театра и "Живой труп" в Александринке (Валерий Фокин, не торопясь "к дате", показал его в самый канун нового года). Спектакли "Пикколо театро" из Милана, киевского Театра им. Ивана Франко, немецкого театра "Талия", театров из Эстонии и Финляндии показали, что образ театра для людей, о котором так много говорил и думал Джорджо Стреллер, основатель знаменитого миланского театра, театра, казалось, навсегда сгинувшего к концу ХХ века, вновь оказался востребован. По крайней мере в нем ощущается настоятельная потребность. Консервативная природа театра обнаруживает в эпоху безрадостных новаций свою непреходящую ценность. Спектакль "Ревизор" Малого театра - далеко не идеальный, с точки зрения профессии, - все же подарил своим зрителям одно важное качество - бесхитростность и подлинность, волнующее чувство того, что театр по-прежнему - важный социальный институт человечества.

С другой стороны, государственные чиновники объявили о своем намерении поддерживать экстремальное "современное искусство" и "актуальный театр". Правда, пока лишь в лице одного артиста и новоявленного продюсера Евгения Миронова. Он в этом году провел (при невиданной административной поддержке) вместе с режиссером Кириллом Серебренниковым и критиком Романом Должанским фестиваль современного искусства "Территория", а к концу года выпустил спектакль "Фигаро", в котором сыграл заглавную роль. Судя по публике - от Ксении Собчак до Леонида Парфенова со сломанной ногой - о своей лояльности новым государственным любимцам пришли заявить все. Вот и выходит, что главным событием уходящего года стало снятие директора Театра Наций и назначение на этот пост Евгения Миронова.

Думается, что именно эти пристрастия окажутся весьма значимыми в наступившем году. В преддверии выборов люди театра попытаются войти в еще более тесный контакт с властью. При этом не забывая демонстрировать свою приверженность ценностям свободы и демократии.

На этом фоне разброда и шатания в драматическом стане опера начнет занимать все более значительное место. Эффект "Евгения Онегина" Дмитрия Чернякова, ставшего едва ли не главным событием театральной жизни прошлого года, наверняка повторится и усилится в году наступившем. Радость переосмысления классики в оперном искусстве все же выглядит не столь детской и наивной, как в театре драматическом, где режиссер Кирилл Серебренников блистательно провалил в прошлом году и "Антония и Клеопатру", и "Фигаро".

Театр