- Бюджет республики прошлого года был и дефицитным, и дотационным, а потому предельно скромным. Это касается прежде всего расходов на социальную сферу, - заметил в разговоре с корреспондентом "РГ" председатель парламентского комитета по бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политике Рашид Мугу. - А потому нужно очень бережно и расчетливо использовать те "финансовые крохи", которые были заложены для достижения главной цели - социальной направленности бюджета и вложения средств в так называемый человеческий капитал.
В середине января парламент республики должен принять бюджет-2007. Именно поэтому завершившаяся накануне прокурорская проверка особенно актуальна: она указывает на те аспекты бюджетных правоотношений, которые чаще всего нарушаются, и дает возможность извлечь уроки. Особенно злободневными в аграрной республике являются вопросы исполнения законодательства при предоставлении бюджетных кредитов фермерам и хозяйствам. По закону "О республиканском бюджете на 2006 год" средства, поступавшие в счет возврата ранее предоставленных из республиканского бюджета ссуд и кредитов, должны были направляться на финансирование расходов по государственной поддержке агропромышленного комплекса - на приобретение техники, поддержку фермерства, субсидирование продукции животноводства и другие схожие цели. А что же получилось на деле?
Увы, картина получилась довольно безрадостная. Выяснилось, что 308 работающих на селе фирм, различных предприятий задолжали бюджету уже почти 370 миллионов рублей. Причем 200 миллионов из них - долги по лизингу сельхозтехники. Между тем постановлением кабинета министров обязанности координатора по проведению лизинговых и других кредитных операций возложены на ГУП "Продовольственный фонд республики". Эту организацию вроде бы нельзя обвинить в бездеятельности и нерешительности. Посудите сами: ГУП направил в Арбитражный суд республики 15 претензий и 80 исковых заявлений на общую сумму более 40 миллионов рублей. Но вот вернулась в казну лишь крохотная часть денег. Трудно в это поверить, но реально было взыскано лишь... 10 тысяч рублей. Почему? А потому, что проверка подтвердила: основная сумма задолженности приходится на предприятия-банкроты, по целому ряду хозяйств попросту пропущены сроки давности предъявления исковых требований. Были проигнорированы также требования законодательства о запрете предоставления бюджетного займа хозяйствам, имеющим плохую кредитную историю. Увы, но сегодня уже точно можно говорить, что существующий долг перед бюджетом погасить не удастся.
В ходе аудита специалисты особенно внимательно изучали и аспекты исполнения федерального законодательства, регламентирующего использование бюджетных средств при реализации приоритетных национальных проектов. И здесь то и дело всплывали безрадостные факты. В частности, по нацпроекту "Доступное и комфортное жилье" (а он и так является, по общему мнению, самым сложным и проблемным) выявились даже факты под тасовки сведений. В марте минувшего года между министерством сельского хозяйства страны и правительством республики было подписано соглашение об улучшении жилищных условий 117 молодых специалистов на селе. Как показала проверка, в этот список почему-то были включены 80 жителей из самого маленького в Адыгее Шовгеновского района. Тогда как из всех остальных - только 37. Не приходится удивляться, что лишь 51 претендент из общего списка отвечал критериям постановления "О порядке предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности". Все остальные специалисты были из этого списка исключены, однако правительство республики не поспешило внести изменения в соглашение.
- Подобная ситуация стала возможной из-за низкой организационной и консультативной поддержки мероприятий, проводимых в Адыгее в рамках реализации нацпроектов, - прокомментировал ситуацию помощник прокурора республики Вадим Смыков. - Проверкой также установлены факты принятия республиканскими органами власти нормативных актов бюджетного характера, противоречащих федеральному законодательству. В данную категорию попали нормативные правовые акты, регулирующие проведение закупок для государственных нужд за счет бюджетных средств. Между тем субъекты Федерации вообще не вправе принимать подобные нормативные акты: все они относятся к компетенции федеральных органов власти. К тому же издавались незаконные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, и муниципалитетами. Всего опротестовано 35 незаконных правовых актов.
В свете такой статистики меркнут многочисленные нарушения требований Бюджетного кодекса России о соблюдении принципа гласности при принятии бюджетов и внесении в них изменений. Что касается закупок для государственных нужд, то, как оказалось, здесь самым типичным нарушением федерального законодательства является отсутствие конкурсных торгов и размеще-ние заказов с помощью запроса котировок. Так, в рамках федеральной программы "Юг России" в Адыгее финансировались за счет средств федерального бюджета в объеме более 100 миллионов рублей объекты инфраструктуры туристической отрасли. Но по непонятным причинам министерство экономического развития и торговли республики без проведения конкурса распорядилось заключить договор подряда с ГУП "Адыгеястройзаказчик", которое выступало в качестве заказчика и позднее обанкротилось, и подрядчиком - местным дорожным ремонтно-строительным участком. По словам министра Вадима Зинюхина, конкурс не проводился по причине ограниченности времени на освоение федеральных бюджетных средств, кроме того, ранее проводился конкурс на строительство аналогичного объекта, победителем которого стал тот самый дорожный ремонтно-строительный участок. Однако федеральное законодательство не предусматривает возможности размещения государственных заказов "по аналогии".
Михаил Прихленко,
прокурор Республики Адыгея:
- Исполнение норм бюджетного законодательства на местах является одной из главных составляющих правовой культуры органов государственной власти субъектов Федерации и их муниципальных властей. Приходится сожалеть, что в ходе проверки были выявлены многочисленные факты грубых нарушений Бюджетного кодекса России, других федеральных законов в сфере бюджетных правоотношений, они негативно влияют на отношение граждан к властям, вызывают недоверие к ним. В условиях реформирования местного самоуправления и наделения муниципалитетов частью функций государственного управления, прежде всего в сфере межбюджетных правоотношений, они нуждаются не только в поддержке, но и в правовом контроле. Проверка показала, что в республике сложилась сложная ситуация со сбором местных налогов в бюджеты сельских поселений. Органы местного самоуправления проявляют порой полную неспособность наладить взаимодействие с налоговыми органами, а те осуществляют работу по взысканию местных налогов по пресловутому остаточному принципу.
Зачастую органы государственной власти фактически санкционируют нарушения законодательства органами местного самоуправления. Это касается и проведения конкурсов, и информационного сопровождения размещения заказов. При этом властвует принцип: делай, как я, быть может, обойдется. Нет, не обойдется. Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае (отдел в Республике Адыгея) провело в минувшем году 43 ревизии и проверки, по которым установлены финансовые нарушения на многие миллионы рублей. Профильные контролирующие и надзорные органы и впредь будут своевременно выявлять и пресекать нарушения в финансово-бюджетной сфере.