Вообще прошедший год, если говорить о нем в социальном измерении, прошел под знаком двух событий: реализация национальных проектов и демографические инициативы президента. Уже это делает его намного удачнее, чем год 2005-й со всеми тогдашними гримасами "монетизации".
Несмотря на многочисленные издержки, связанные с формированием номенклатуры и проведением закупок разнообразного медицинского и школьного оборудования, можно констатировать: у поликлиник, станций скорой помощи и школ появилось больше возможностей предоставлять качественные услуги. Уже известно, что средний срок проезда кареты "скорой помощи" к пациенту сократился на 10 минут. Это, без сомнения, увеличило число спасенных человеческих жизней, что дорогого стоит.
В здравоохранении довольно существенно - чуть ли не на 40 процентов - возросла зарплата, но за средними цифрами стоит осчастливленное "первичное звено" и оставшиеся в стороне от этого праздника другие категории медицинских работников. К безусловным удачам я отнес бы родовой сертификат, при помощи которого поощряются женские консультации и роддома. Из социального креатива интерес вызывает и материнский капитал, хотя о его эффективности можно будет судить только через несколько лет.
В образовании благополучно завершился конкурс лучших вузов и школ, которые получили гранты на свое дальнейшее развитие. Но деньги на счета победителей пришли чуть ли не в начале декабря, а до конца года их уже требовали потратить, иначе они возвращались обратно в бюджет. Дело дошло до того, что часть школ хотели отказаться от полученного гранта (1 миллион рублей для городской школы - не такие уж и большие средства). Но в последний момент вмешался президент - и крайний срок использования этих денег продлили на три месяца. А вот с зарплатой в образовании ничего не сдвинулось - на три школы лишь один учитель получил 100-тысячную материальную поддержку. Остальные довольствовались символическими индексациями.
В жилищной сфере ситуация похуже. Несмотря на принятое в последние годы продвинутое законодательство об ипотеке и желании наших банков на льготных условиях кредитовать тех, кто хочет переехать в новую квартиру, астрономический рост цен как на построенный, так и вторичный квадратный метр свел на нет творческий запал авторов этого нацпроекта.
Думаю, что читатель уже догадывается о первом выводе, который вытекает из социальной практики 2006 года. Креатива много (к перечисленному добавлю закон об "эндаументах" - фондах для стабильной поддержки благотворительности и утвержденную правительством перед Новым годом Стратегию молодежной политики), а вот с реализацией "голевых моментов", так же как и у нашей футбольной сборной, плоховато. Вывод второй: денег на нацпроекты выделяется много. Но с эффективностью их использования вопросы остаются. Иногда ситуация напоминает знаменитый "план по валу" конца 80-х годов.
Но помимо нацпроектов социальная жизнь России в ушедшем году была очень разнообразна. Так, все больше и больше просматриваются негативные последствия реализации 122-го закона. Например, широко разрекламированная программа дополнительного лекарственного обеспечения, если в нее хирургически не вмешаться, очень скоро прикажет долго жить. После восторгов 2005 года оказалось, что половина льготников предпочитает покупать медикаменты за свой счет. А в 2006 году деньги на оставшихся в программе закончились после первых нескольких месяцев. И теперь дистрибуторы работают в долг, а минздравсоцразвития срочно урезает список бесплатных лекарств. Более того, в бюджете 2007 года, судя по цифрам, не факт, что хватит денег на текущие затраты, а уж о возврате долгов поставщикам речи не идет. Все идет к тому, что желающих участвовать в этой программе не будет ни со стороны бизнеса, ни со стороны льготников. А в сухом остатке останутся глубокое недовольство и дополнительные смерти хронически больных людей.
Еще одна гримаса 122-го закона: обеспечение инвалидов средствами их реабилитации. Речь идет о протезах, костылях, колясках, памперсах. Теперь отвечает за этот вопрос Фонд социального страхования, у которого - опять же! - деньги на эти цели закончились еще в первой половине года. По всей России встали протезно-ортопедические предприятия, которые в отличие от богатых поставщиков лекарств не могут работать в долг. И главное, миллионы инвалидов остались без прописанных им предметов первой необходимости. Вспомним про все более осложняющуюся ситуацию со льготными лекарствами и поймем настроение (отнюдь не праздничное) инвалидов и членов их семей.
Вывод третий: не надо почивать на очень сомнительных лаврах "монетизации". Давно пришла пора откорректировать многие положения 122-го закона.
2006 год, к сожалению, запомнился и уже мало кем оспариваемой коррумпированностью социальной сферы: скандал в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, вброс в информационное пространство компромата на Пенсионный фонд и, наконец, полное безобразие вокруг нашего футбольного чемпионата.
Что же готовит нам год начавшийся?
Федеральный бюджет уже принят, а это библия социально-экономической жизни нашего государства. Расходы на нацпроекты увеличены резко - до более 200 миллиардов рублей. Нового креатива там мало. Это тем более диктует необходимость детальной ежедневной работы по исправлению недостатков 2006 года. Но в дело вмешиваются приближающиеся выборы, что может перевести серьезный (с практическими выводами) анализ в плоскость политического пиара. Поэтому первое пожелание на 2007 год: дело прежде всего. Это и станет лучшим пиаром.
Кстати, к выборам очень удачно было бы отшлифовать 122-й закон, так чтобы он принял человеческий облик. Рано или поздно это придется сделать, но начавшийся год - очень подходящий момент. Это - второе пожелание.
Еще одна "горячая точка", которой было бы неплохо заняться: улучшение положения пенсионеров. Речь, конечно, не идет о радикальном и одномоментном повышении пенсий. Пока у нас многие еще получают зарплаты, сопоставимые с доходом пенсионера, это не возможно ни финансово, ни социально. Но ведь есть Стабилизационный фонд, размер которого перевалил за 2 триллиона рублей. Это гигантская цифра, она равносильна менее чем двухлетнему объему пенсионных выплат. Ну растянем не на 2, а на 4-5 лет. Нефть к тому моменту подешевеет, доходы в эту копилку прекратят поступать. И что мы будем делать с пенсиями? Выплачивать частично, накапливая безнадежные долги? Снижать? Думаю, что ни один трезвомыслящий политик не решится на реализацию такой перспективы. Однако, может быть, стоит подумать над тем, чтобы использовать на поддержку пенсионеров проценты (доход) от размещения Стабфонда в ценных бумагах. Например, обеспечить всем нуждающимся бесплатный уход на дому, предоставить дополнительную медицинскую страховку. Это мое третье пожелание.
И последнее. Я не случайно несколько раз упомянул в этой статье о футболе. Сколько можно водить нас за нос, увлекшись договорными матчами? Почему можно тратить миллионы евро на приобретение иностранных легионеров вместо того, чтобы вложить эти деньги в детский и юношеский спорт? Тут Вячеслав Фетисов как-то в сердцах сказал, что такой национальный чемпионат нам не нужен. Так, может быть, 2007 год принесет всем нам безжалостное очищение от всего наносного и теневого в нашем спорте? Это ведь тоже важнейшая часть нашей социальной жизни.