Необычный шахматный матч даст старт очередному фестивалю. Приуроченная к старому Новому году, "Русская зима", по словам мэра столицы Великобритании Кена Ливингстона, "уже заняла достойное место в лондонском календаре". Англичанам старинный русский праздник в диковинку. Они с удовольствием ходят посмотреть на выступления российских артистов и нет сомнения, что не пропустят и встречи гроссмейстеров за ледовой шахматной доской.
- Сделать шахматы изо льда для таких опытных мастеров сложная задача?
- Очень непростая. Во-первых, нужно вырезать 32 фигуры, одних пешек 16. Понятно, что все фигуры должны быть легко узнаваемыми, стандартными. Исключения сделаны лишь для короля и ферзя. Королями станут Спасская башня Кремля и Биг-Бен, а ферзями здание-"книжка" московской мэрии на Новом Арбате и знаменитый яйцевидный небоскреб лондонской мэрии, построенный Норманом Фостером...
- Велики ли эти скульптуры по размеру?
- Короли - по 120 сантиметров, ферзи - по 110. Другие фигуры по метру, а пешки по 90 сантиметров. Площадь доски - 8 на 8 или 64 квадратных метра, но она будет не изо льда, а из пластика. Привезут ледяные шахматы на место матча и в столице туманного Альбиона, и в Москве буквально за несколько часов до матча, чтобы до начала и во время игры фигуры не успели растаять.
- Привезли 180 кусков чистого льда пятью трейлерами из Перми. На Северном Урале он все-таки успел нарасти, хотя больших холодов нет и там. Фигуры же для Пушкинской площади приходится ваять прямо в холодильной камере. Расставят их для игры утром в четверг. Изготовлением шахмат в Москве руководит еще один классный мастер - Олег Масалитин.
- Но в шахматах должны быть черные и белые фигуры...
- Конечно, раскрашивать лед никто не будет. На одной стороне фигуры будут совершенно прозрачными, на другой - туманно-матовыми, но все без исключения очень красивыми.
- На доске из пластика ледяные шахматы можно двигать, а как быть с конями, которые должны прыгать через другие фигуры?
- Им свои ходы придется делать аккуратно. Одна фигура весит примерно 80 килограммов, так что особенно не попрыгаешь...
Его сверстник - Дариус Парвизи-Уэйн, такой же шахматный вундеркинд, включен в команду Лондона во главе с Найджелом Шортом, вице-чемпионом мира 1993 года по версии Профессиональной шахматной федерации. В составе у англичан знаменитый историк и биограф Питер Акройд.
Команды будут коллективно решать, какой ход им сделать. Как знать - может быть, такие ледовые матчи понравятся шахматистам и зрителям и станут традиционными для новогодних праздников.