11.01.2007 02:00
Общество

Ветеран ВОВ получил свои награды спустя 62 года

белорусский фронтовик получил боевые ордена от имени России
Текст:  Сергей Голесник (Витебская область)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (293)
Читать на сайте RG.RU

...Три года назад внучка героя, ученица Полоцкой школы-интерната-гимназии для способных и талантливых детей Аня Андилевко рассказала на уроке истории о ратных подвигах своего деда. Классный руководитель предложила глубже заняться исследованием темы, и девушка продолжила собирать материал.

- Дедушка всегда говорил, что у него еще могут быть награды, - рассказала корреспонденту "СОЮЗа" восьмиклассница, - но не был до конца в этом уверен.

Воспоминания Аркадию Каланде давались тяжело, много времени отнимала переписка с музеями и архивами, поэтому исследовательская работа продвигалась медленно. Что же касается Ани, то на нее особенно сильное впечатление произвел эпизод, когда в одном из боев за Прибалтику в 1944-м дедушка встретился со своим отцом, который раньше ушел на фронт и для которого Великая Отечественная была уже третьей по счету. "Тяжело ранили командира взвода, и тогда товарищей за собой повел дедушка, - рассказывает Аня. - Вдруг перед ним разорвался снаряд. Осколком пробило легкое, раздробило колено правой ноги. Не знаю, как сложилась бы судьба Аркадия Николаевича, если бы с поля боя его не вынес отец". Николай Ильич отнес сына в безопасное место, а сам снова бросился в бой. Санитар на месте вытащил осколок у раненого. Затем был военно-полевой госпиталь в Даугавпилсе, переезд на санитарном эшелоне в Арзамас. "Словно сквозь сон услыхал Аркадий Николаевич, что прибывает на станцию Полоцк, - продолжает рассказ внучка. - Желание остаться дома было очень велико, однако врачи не рискнули тревожить тяжелораненого и повезли его дальше". Состояние Аркадия Каланды тогда было слишком тяжелым, ведь не случайно в картотеке учета награжденных Центрального архива в городе Подольске в его документах появилась запись: "умер". Вот, оказывается, почему боевые награды не вручили вовремя!

Но врачи спасли отважного солдата, а благодаря пытливому уму и настойчивости его внучки, помощи министерств обороны России и Беларуси справедливость наконец восторжествовала - спустя шесть десятилетий награды нашли героя.

Удивительна его судьба! 4 июля 1944 года 20-летним парнем ушел Аркадий Каланда в действующую армию, а уже 17 августа 1944-го необстрелянный солдат совершил свой первый подвиг. "...Гвардии рядовой, стрелок 156-го гвардейского стрелкового Полоцкого полка 51-й стрелковой дивизии в бою в районе деревни Лутрини Радвилишкисского уезда Литовской ССР первым во взводе ворвался в траншеи неприятеля, убил двух солдат противника, где и был ранен. В соответствии с приказом командира 51-й стрелковой дивизии N 177/н от 21 сентября 1944 года наградить орденом Славы III степени", - читаем мы в наградном листе. А буквально через два месяца отпечатали очередной приказ: "Товарищ Каланда, гвардии ефрейтор, пулеметчик, в наступательном бою 4 октября 1944 года в районе деревни Гравдуше Литовской ССР огнем станкового пулемета отразил до 8 контратак противника, уничтожил 7 немецких солдат, а также подавил огневую точку врага, чем обеспечил продвижение нашей пехоты... Наградить орденом Славы II степени".

- Тяжело на фронте было, - вспоминает 82-летний ветеран, живущий нынче в деревне Сельцо Полоцкого района. - Все на ногах, все надо нести на себе.

Его рассказы о подвигах немногословны: "Когда фрицы наступали на нас, я из "Максима" три ленты по 250 патронов выпустил... Был ранен, контужен". Среди многочисленных наград Аркадия Николаевича - две медали "За отвагу", две - "За боевые заслуги". Он освобождал Кенигсберг, Данциг, форсировал Неман, Днепр, Одер. Победу Каланда встретил в 25 километрах от Берлина.

После демобилизации вместе с женой работал в колхозе, был бригадиром на ферме. "Он никогда не стремился к почестям, жил скромно, никогда никого не обидел", - рассказывают родственники. А семья у Аркадия Николаевича большая: трое детей, шестеро внуков. Один из них Игорь Каланда - лейтенант милиции Новополоцкого ГОВД. Другой - Дмитрий Андилевко, курсант авиационного факультета Военной академии Беларуси. "Я вырос на фронтовых рассказах дедушки, - говорит Дмитрий. - Еще в детстве решил, что обязательно стану военным".

Вручая боевые ордена "от имени и по поручению Президента Российской Федерации", заместитель председателя Витебского облисполкома Петр Южик заметил, что они давались исключительно за героизм, за несгибаемое мужество и отвагу в бою. Ведь не случайно полного кавалера ордена Славы приравнивают к Герою Советского Союза. "Пожелаем Аркадию Николаевичу здоровья и долгих лет жизни, - сказал Петр Южик. - Будем надеяться, что Аня хорошенько поработает и найдет еще один приказ о награждении деда - орденом Славы I степени". С одной стороны, это пожелание можно воспринимать как шутку, но с другой... Аня Андилевко увлеклась темой Великой Отечественной и не считает свою работу завершенной. Ей хочется побывать в Калининграде, в Германии, увидеть Одер. Кто знает, какие еще открытия ждут внучку героя-фронтовика, мечтающую о профессии журналиста...

Образ жизни Госнаграды