Причина их отказа от работы банальна: оператор сухогруза - судоходная компания из Находки - отказывается выплатить морякам многомесячную задолженность по заработной плате.
За последние годы несть числа подобным производственным конфликтам. В каких только портах не приходилось куковать севшим на финансовую мель российским морякам, где их только не бросали на произвол судьбы недобросовестные, а зачастую просто вороватые судовладельцы.
Моряки не могут отвечать за экономию топлива – палубная команда к этому отношения не имеет
Правда, в данном случае компания-оператор, как сообщил председатель Дальневосточного регионального отделения Российского профсоюза моряков, мотивирует свое решение лишить моряков причитающихся им денег "перерасходом топлива и потерей парадного трапа в штормовую погоду".
Но российские моряки, видимо, вдохновленные упорством иракского сопротивления, твердо намерены не сдаваться и заявляют, что не возобновят разгрузку судна до тех пор, пока им не выдадут их кровно заработанные денежки.
Камиль Бекяшев, профессор, заведующий кафедров международного права Московской государственной юридической академии:
- Ситуация, сложившаяся в иракском порту, к сожалению, типичная для международного судоходства. Часто в нее попадают и российские моряки.
Судно "Фригейт" плавает под флагом, который предоставило ему государство Сент-Винсент. Особенность этой процедуры, или, как я бы сказал, узаконенной аферы, заключается в том, чтобы создать условия, при которых судовладелец не будет нести ответственность за забастовки на судне, смерть членов экипажа, невыплату зарплаты и так далее. Хотя формально существует международно-правовой принцип юрисдикции государства-флага.
По международному морскому праву в данном случае ответственность должен нести оператор судна, то есть судоходная компания, поскольку оператор осуществлял наем моряков. Но оператор в случае с судном "Фригейт" смешивает два понятия: право трудящегося на получение зарплаты в объеме, предусмотренном контрактом, и материальную ответственность работников за нанесение ущерба предприятию.
Для того чтобы доказать вину моряков в нанесении ущерба, необходимо выполнить ряд процессуальных действий. В частности, например, установить лиц, виновных за перерасход топлива.
Очевидно, что моряки не могут отвечать за экономию топлива - палубная команда к этому отношения не имеет. Так же как не все двенадцать человек должны были охранять украденный трап и следить за тем, при каких обстоятельствах он пропал или был продан. Российская судоходная компания своим отказом выплатить зарплату морякам нарушает Трудовой кодекс Российской Федерации, поскольку трудовые правоотношения установлены между российской компанией и российскими моряками. А также нарушает требования конвенции МРОТ об охране зарплаты 1949 года. По этой конвенции зарплата должна выплачиваться регулярно, и запрещено накладывать арест на заработную плату. Поэтому пострадавшие моряки могут обратиться за защитой своих прав в Международную федерацию транспортных рабочих.
Подготовила Надежда Сорокина