13.01.2007 05:25
Власть

России и Белоруссии пока не удается разрешить нефтяной кризис

Премьеры России и Белоруссии пытались разрешить нефтяной кризис
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4268)
Читать на сайте RG.RU

В 10 утра, словно на работу, он приехал на Краснопресненскую набережную, ведь именно до этого времени был накануне в час ночи объявлен технический перерыв в российско-белорусских переговорах. Тогда измученный Сидорский буквально выскочил из зала. А за ним в Каминный зал проследовал российский премьер Михаил Фрадков.

Вчера в 14.00 ситуация повторилась с точностью до деталей с объявлением технического часового перерыва.

Подобное настроение доказывало, что переговорщикам так и не удалось прийти к единому мнению. Москва не соглашалась на отмену введенной с 1 января 2007 года пошлины в 180 долларов на нефть, поставляемую в Белоруссию.

Не помогли ни прошедшие двенадцатичасовые переговоры в министерстве экономического развития и торговли, ни трехчасовая консультация с Фрадковым, закончившаяся далеко за полночь.

- Я готов вам предложить варианты решения проблемы, которые будут понятны и для бизнеса, и для граждан, - оптимистично заметил глава российского кабинета министров Михаил Фрадков, когда в 21.30 Сидорский все же приехал на Краснопресненскую набережную.

Здесь его и белорусскую делегацию ожидали министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и министр финансов Алексей Кудрин. Судя по их виду, белорусам пришлось нелегко, отстаивая собственную позицию, ведь любая уступка могла им дорого стоить на родине.

- У нас с вами непростая миссия, - бросив взгляд на них, заметил Фрадков. - Есть поручение наших президентов довести переговоры до логического завершения.

И, кстати, президенты в состоявшемся между ними телефонном разговоре потребовали подготовить соответствующие предложения к пятнице.

Фрадков тем временем продолжал наступать: "Мы с вами, Сергей Сергеевич, три года работаем в этом качестве, и наши контакты - гарантия того, что мы должны находить решения".

Но, судя по всему, решение давалось нелегко. В российском правительстве рассчитывали, что переговоры Фрадкова и Сидорского будут недолгими, ведь эксперты уже проработали позиции, но ожидания чиновников не оправдались. Переговоры затянулись. Каждая делегация отстаивала свои позиции как последний рубеж, не уступая ни одного доллара.

Выработать конкретные предложения по разрешению противоречий между двумя странами, касающихся поставок и транзита российской нефти, не удается уже несколько суток. Хотя сразу же после прилета в Москву Сидорский призывал "снять все разногласия во взаимной торговле, которые возникли в течение последнего времени".

- Как две страны Союзного государства мы должны вступить в торговлю без изъятий, таможенных пошлин и взаимных претензий, - посоветовал Сидорский.

Но, как известно, советы давать проще всего. Сам белорусский премьер своими же рекомендациями, видимо, не спешил пользоваться.

- К сожалению, в последнее время что-то не сработало, - укорял Фрадков, явно переняв тактику белорусского лидера. - В результате, я вам откровенно скажу, пострадал имидж России как надежного поставщика энергоресурсов.

К моменту подписания номера в печать картина российско-белорусских отношений мало изменилась. Хоть Белоруссия и отменила пошлину в 45 долларов на транзит российской нефти, введенную с 1 января этого года, и поставки по нефтепроводу "Дружба" возобновились, Москва не отказалась от экспортной пошлины на поставляемую в Белоруссию российскую нефть в 180 долларов, введенную с 1 января 2007 года. Российский президент Владимир Путин даже подсчитал предварительно, что отсутствие этой пошлины стоило российскому бюджету потерь в 3,5 - 4 миллиарда долларов ежегодно.

Не согласованными к середине вчерашнего дня оказались и пропорции получения бюджетами двух стран средств от взимания экспортных пошлин при поставках на мировой рынок нефтепродуктов, произведенных в Белоруссии из российского сырья. До того как Белоруссия вышла из соглашения, эти доходы распределяли в пропорции: 15 процентов получал белорусский бюджет и 85 процентов - российский.

А тем временем в Москву срочно прилетел глава украинского министерства топлива и энергетики Юрий Бойко на переговоры о возможном увеличении транзита нефти и газа через территорию Украины. Этот факт может быть доказательством того, что Москва всерьез прорабатывает вариант альтернативного нефте-газового пути в обход Белоруссии. Визит Бойко предполагал встречу с президентом АК "Транснефть" Семеном Вайнштоком и председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером.

Так что продолжение российско-белорусского "романа" под угрозой. Хотя Фрадков демонстративно призвал решить вопрос с максимальной ответственностью, соблюдая интересы двух стран, чтобы все было прозрачно и понятно и учитывало не только ранее взятые обязательства, но и реалии.

Внешняя политика