В январе 1967 года "Пинк Флойд" дали серию концертов в клубах английского города Тоттенхема, поразив аудиторию экспериментальностью мышления, необычными звуковыми эффектами и музыкальной анархией, перемешанной с психоделическим авангардом и масштабным мышлением, больше присущим для академических музыкантов. А 17 января показали первое в истории рока лазерное шоу, применив для этого почти все известные в мире световые и звуковые эффекты. До них мало кто из музыкантов смело обращался к полифонии, смешению жанров, развернутым масштабным композициям по 8-10 минут.
Кстати, первые синглы группы Arnold Lane и See Emile Play (про девушку Эмили, которую никто не понимает, и она ждет другого дня - текст оказался метафорическим и пророческим!) провалились в продажах. Во что сейчас верится с трудом. Но уж больно необычна была музыка "Пинк Флойд". Парни из английского Кембриджа выдали диск музыки The Piper At The Gates Of Dawn ("Трубач у ворот зари"), который с первого прослушивания непросто понять. Пространственные импровизации, звуки, будто бы пришедшие из космоса, почти классическая композиция Interstеllаr Overdrive ("Внутризвездное движение"), часто меняющиеся темпы, ритмы и настроения мелодий, анархические рок-эксперименты тогдашнего лидера Барретта... Наивысшим достижением "Пинк Флойд" тогда стало 6-е место в хит-параде Франции, но на концертах их порой забрасывали пивными банками - публика хотела на шоу развлекаться, а не слушать сложную музыку и вникать в их непростые световые и звуковые эффекты. В итоге 18 февраля 1968 года Сид Барретт, к тому же подсевший на наркотики, махнул на публику рукой и ушел из группы. Записал два сольных альбома, поселился вдали от публики на ферме с мамой и в работе группы больше не участвовал (в прошлом году он ушел из жизни). Оставшиеся трое пригласили гитариста Дэвида Гилмора из французской авангард-рок-группы Flowers ("Цветы") и продолжили свои эксперименты по усложнению и "поумнению" рок-музыки.
Среди последующих альбомов группы стоит выделить Ummagumma - для него музыканты вообще выбрали очень смелое кредо: каждый из четырех получал в свое распоряжение одну из сторон двойного винилового диска. И на этой территории (максимум 25 минут времени) мог творить что хотел (в 1977 году эту концепцию повторили на альбоме The Works ("Работы") "Эмерсон, Лэйк и Палмер"!) каждый музыкант развернулся уже и вовсе "от души" - клавишник Рик Райт, например, начал свою композицию Sysyphus ("Сизиф") с Первого концерта Чайковского для фортепиано с оркестром, развил тему и постепенно превратил ее в многочастную песню, которую критики впоследствии назвали "самой выдающейся композицией электронной авангардной музыки". Кинорежиссер Микеланджело Антониони в 1969 году пригласил "Пинк Флойд" сочинить музыку к своему культовому фильму "Забрийски Пойнт". Позднее в Лондонском Гайд-парке они становятся и пионерами сценических шоу. Сцена на этом выступлении устанавливалась около озера, откуда во время одного из номеров вылезал 20-метровый пластиковый осьминог. Пространство над исполнителями полыхало красными и желтыми огнями, в воздух взметались праздничные фейерверки. Правда, звук в столь историческом шоу был настолько громок, что убил всю рыбу в озере....
А 23 марта 1973 года вышел один из самых знаковых альбомов мирового рока The Dark Side Of The Moon ("Обратная сторона Луны"). Его премьера - следуя названию - в Лондонском планетарии, на фоне Вселенной. С этого альбома, который до сих пор является эталоном работы со звуком, музыкального продюсирования и создания концептуальных альбомов, растет социальная, философская и литературная значимость творчества "Пинк Флойд". Кстати, жесткая и философская песня Money ("Деньги") - о циничности современного общества (со звуковым фоном - стуком автомата, печатающего купюры) стала первой композицией группы, прорвавшейся в радиоэфиры Советского Союза. А в 1979 году выходит грандиозный рок-спектакль, а одновременно и напряженный, метафоричный социально-музыкальный фильм Алана Паркера "Стена" - The Wall. Композиция "Еще один кирпич в стене" сразу стала гимном молодежи капиталистического мира (да и видеоряд в фильме к ней очень точен: нарядные и марширующие под музыку учителей школьники в итоге попадают в гигантские жернова, превращаясь в мясной фарш).
Прямота и творческие амбиции не всегда способствуют толерантности. После альбома 1983 года The Final Cut ("Финальный отрезок") Уотерс ушел из группы. Последние годы он и сам был одиночкой: чурался публики и жил с женой и двумя детьми на окраине Лондона.
С тех пор история группы превратилась в состязание басиста и вокалиста с остальными тремя экс-товарищами, сохранившими за собой вывеску "Пинк Флойд". Уотерс записывал сольные альбомы, иногда наперекор характеру ездил в туры по миру. "Пинк Флойд" вначале не снижали творческой активности, а с программой очередного альбома 1987 года Momentary Lapse Of Reason ("Моментальное помутнение рассудка") даже приехали в нашу страну в рамках мирового тура. На этот концерт в ДС "Лужники" было сложно попасть, шоу было потрясающее, под потолком непонятно как летала огромная розовая свинья. Но когда я со студенческим билетом МГУ пробился за кулисы на интервью к Дэвиду Гилмору, тот отказался раскрывать секреты шоу, зато разрешил посмотреть вблизи всю многотонную музыкальную и световую аппаратуру и пообещал, что группа запишет еще немало отличных альбомов. Увы, обманул - после диска Division Bell 1994 года группа впала в спячку и несколько лет спустя заявила о распаде. Райт пишет музыку к кино и сольные альбомы. В прошлом году (как раз к 60-летию!) выпустил второй диск (первый вышел в 1978-м) Гилмор. On An Island - немного меланхоличный, красиво-изысканный, хотя, может, излишне невеселый, но вполне "пинкфлойдовский" альбом. Мэйсон от музыки отошел: занимается живописью, собирает и реставрирует старинные автомобили... Зато в отличной концертной форме Уотерс, которому в этом году стукнет 63! Роджер закончил новую (уже не рок!) оперу, посвященную Французской революции 1789 года, которую, возможно в марте или апреле, покажет и в России. Обещал.