Вместе с Талабани в Сирию прибыл глава иракского МВД Джавад аль-Булани, руководитель министерства водных ресурсов Абдель Латиф Рашид, министр торговли Абед Фалех ас-Судани, советник по национальной безопасности Муваффак ар-Рубаи и несколько парламентариев.
Нынешний иракский лидер (курд по национальности) во времена правления Саддама Хусейна скрывался от иракских спецслужб на территории Сирии. Поэтому в Дамаске Талабани в первую очередь поблагодарил сирийские власти за помощь, предоставленную ему в "трудные времена".
Первый за последние годы визит иракского руководителя в Сирию, как ожидается, станет толчком для развития прочных добрососедских отношений между двумя странами. На встрече Талабани с сирийским лидером Башаром Асадом обсуждались планы по налаживанию экономического и торгового сотрудничества, а также региональные проблемы.
Так Асад заявил, что его страна готова оказать помощь Багдаду в достижении стабильности и национального примирения народа Ирака. "Мы находимся в Сирии, чтобы продемонстрировать стремление к установлению политических и торговых отношений", - в свою очередь добавил Талабани.
Многие эксперты считают, что визит иракского президента в Дамаск - ответ на критику сирийских властей со стороны Вашингтона. Незадолго до визита Талабани в Сирию президент США Джордж Буш заявил, что Дамаск дает возможность иракским боевикам проникать на территорию Ирака через свою границу, а также осуществлять контрабанду оружия. Американский президент пригрозил сирийским властям жесткими мерами, если они будут вмешиваться в процесс урегулирования иракского кризиса. Как пояснила госсекретарь США Кондолиза Райс, Вашингтон может осуществить вторжение на территорию Сирии и Ирана для обеспечения безопасности в Ираке.
В 2000 году президентом был избран 34-летний Башар Асад, положивший в регионе начало традиции "наследственной республики".
Молодой президент выдвинул курс на либерализацию экономики и политическую демократизацию. Правда, периоды "инфитаха" - либерализации - перемежались временными откатами. В правящей элите возникли серьезные разногласия. Старая баасистская гвардия, доставшаяся Башару в наследство от отца -президента Хафеза Асада, который в течение 30 лет правил страной, нелегко расставалась со своими привилегиями. Постепенно Башар Асад заменил большую часть правящей политической верхушки, армейского командования, руководства всесильных спецслужб людьми из своей команды - в основном профессионалами и технократами. Но значительная часть мощного коррумпированного бюрократического аппарата, обогатившаяся на покровительстве частным компаниям и на контрабандной торговле сначала с Ливаном, а потом с Ираком, находившимся в то время в экономической блокаде, сопротивлялась, тихо саботируя линию президента.
И тем не менее при Башаре была нарушена госмонополия на банковский сектор, появились первые частные банки, введены послабления при валютном обмене, начата борьба с коррупцией, введены льготы для иностранных инвесторов, облегчено налоговое бремя, расширена автономия госпредприятий, созданы частные школы и университеты. Новым духом повеяло и на политической арене. Более свободной стала печать, были амнистированы многие политзаключенные. Дан импульс для активизации деятельности состоящего из пяти партий Национального прогрессивного фронта во главе с Баас.
Администрации Башара Асада приходится сталкиваться с большим количеством накопленных ранее и родившихся в последние годы проблем. В экономике страны нарастают кризисные явления, а давно назревшие реформы пробуксовывают, что подрывает национальное единство. Так, рост производства отстает от прироста населения. По оценкам Евросоюза, за чертой бедности в Сирии живет более 40 процентов людей. За последние годы в результате падения добычи нефти снизились доходы государства. Крайне неэффективно работают предприятия госсектора, где занято 73 процента рабочей силы, но производится только треть внутреннего валового продукта.
Отсрочка решения социальных проблем, в частности имущественной поляризации (по данным ЕС, пять процентов сирийского населения распоряжаются половиной национального дохода), подрывает внутреннюю стабильность, служит почвой для недовольства и, как следствие, ползучей исламизации наименее обеспеченных слоев общества. Критики Башара утверждают, что тот медлит с реформами. Но многие наблюдатели полагают, что именно последовательность и неторопливость шагов сирийского лидера по перестройке экономики позволяют ему сохранять внутриполитическое равновесие.
Именно режим "управляемой демократии" обеспечивает Дамаску реальные преобразования и сдерживает деструктивные тенденции, в частности, разжигание межконфессиональной розни и выход на политическую сцену "Братьев-мусульман".
Но будет наивным предполагать, что в отношении Дамаска Вашингтон поигрывает только кнутом. В случае выполнения Сирией выдвинутых к ней американцами требований стране сулят дождь иностранных инвестиций, отмену всяческих санкций, проталкивание мирного соглашения с Израилем, по которому Дамаск вернет себе оккупированные с 1967 года Голанские высоты (правда, с некоторыми оговорками). Более того, в Вашингтоне все чаще говорят о привлечении Сирии к урегулированию ситуации в Ираке. Так что в складывающейся ситуации на ближневосточной шахматной доске у Дамаска остается хорошая возможность для собственной игры.