16.01.2007 02:00
Культура

Главной темой Берлинале станет осмысление истории Германии в ХХ веке

Фестивально-премиальный киногод обещает много сюрпризов
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4269)
Читать на сайте RG.RU

Фестивали

Первый большой европейский киноконкурс стартует 8 февраля в Берлине. Он уже начал понемногу выкладывать свои козыри. Сообщили, например, что честь открыть Берлинале отдана фильму французского режиссера Оливье Даана "Воробушек" (в англоязычном прокате - "Жизнь в розовом") о судьбе легенды шансона Эдит Пиаф. Таким образом, французское кино, падение интереса к которому стало угрожающим, пытается поправить дело с помощью необычайно успешного в Америке, но почти не практикуемого в Европе жанра фильма-биографии - "байопика". Роль неистовой Пиаф рискнула сыграть Марион Котийяр, ее партнеры по фильму - Жерар Депардье, Эммануэль Сенье и Сильви Тестю. Картина участвует в главном конкурсе Берлинале.

Занятный эксперимент сулят показать в здании театра "Дойче опер": европейская премьера экспериментального немого фильма канадца Гая Мэддена Brand Upon the Brain! ("Клеймо на мозге") пройдет под живой оркестр Берлинской оперы, а рассказчиком выступит Изабелла Росселлини. Картина снята в стиле экспрессионистского гран-гиньоля и представляет собой попытку режиссера вернуться в свое детство, на остров под зловещим названием "Черное ущелье". Вторым фирменным блюдом фестиваля станет программа "Ешь, пей и смотри", посвященная "кулинарному кино" - директор фестиваля Дитер Косслик трактует это понятие широко, включая и проблему "как состряпать фильм", и намерен открыть публике тайны кинематографической кухни, которые можно будет обсудить в специально открытом киноресторане.

Дитер Косслик с гордостью сообщил, что весьма удовлетворен и тем, как складывается программа главного конкурса. Судя по уже объявленным названиям, одной из ведущих тем Берлинале будет осмысление истории Германии в ХХ веке. Так, в новом фильме Стивена Содерберга "Хороший немец", снятом в черно-белой гамме, широко используется подлинная кинохроника 1945 года, но это скорее детективный триллер об американском журналисте Джейке Гейсмере (его играет Джордж Клуни), прибывшем освещать конференцию "Большой тройки" в Потсдаме и углубившемся в поиски своей бывшей любовницы Лены Брандт (Кэйт Бланшетт). Существенную роль в сюжете играет советский генерал Сикорский (Равиль Иссыканов). В США картина уже на экранах, отзывы прессы кисло-сладкие, главным достижением режиссера считают точность стилизации: фильм выглядит так, будто его сняли в 40-е послевоенные годы.

Судя по американской критике, гораздо выше шансы у второй режиссерской работы Роберта Де Ниро The Good Shepherd (фильм выйдет у нас под названием "Ложное искушение") - об истории ЦРУ и его вечном противоборстве с КГБ, увиденных через призму похождений агента Эдварда Уилсона (Мэтт Дэймон).

Датский режиссер Билле Аугуст покажет драму "Прощай, Бафана" с Джозефом Файнсом, снятую в ЮАР. Это история о белом южноафриканском расисте, тюремщике Нельсона Манделы: охраняя знаменитого узника, он постепенно меняет свои политические взгляды. Европейское кино представлено в конкурсе также лентой бельгийца Сэма Гарбарски "Ирина Палм", где певица Марианна Фэйсфул предстанет в роли 50-летней вдовы, которая от безденежья согласилась работать в секс-клубе.

Многого ждут от новой работы знаменитого корейца Пак Чхан Ук (известного у нас под неверно транскрибированным именем Парк Чан Вук) "Я - киборг, и это хорошо" - это драма о пациентке психиатрической лечебницы, влюбленной в собрата по несчастью - ее избранник уверен, что умеет проникать в человеческие души.

Первый объявленный немецкий фильм конкурса - драма "Йелла" Кристиана Петцольда о молодой женщине, которая в поисках работы и спасения от несчастливого брака переезжает из Восточной Германии на Запад, но прежняя жизнь не отпускает ее. Опыт последних Берлинале показывает, что одной картиной немецкое участие не ограничится - этот фестиваль традиционно пытается поразить воображение если не качеством, то хотя бы количеством соотечественников в конкурсе.

Полную конкурсную программу обещают обнародовать со дня на день, и вопрос об участии в фестивале российского кино пока неясен. Известно только, что в конкурс детских и юношеских фильмов "Поколение" отобрана 13-минутная картина из анимационной серии "Гора самоцветов" - "Жихарка" Олега Ужинова по мотивам уральской народной сказки о лисе, собравшейся съесть маленькую девочку.

Судить фильмы главного конкурса будет жюри под председательством режиссера Поля Шрейдера ("Американский жиголо"). Среди его коллег - актеры Уиллем Дефо (США), Гаэль Гарсиа Берналь (Испания), Марио Адорф (Германия), палестинская актриса, сценаристка и режиссер Хиам Аббасс, продюсер из Гонконга Нансун Ши. Наконец, кажется, впервые в фестивальной практике в состав жюри входит режиссер по монтажу - постоянная сотрудница Ларса фон Триера датчанка Молли Малин Стенсгаард, монтировавшая почти все его ленты, от "Королевства" и "Идиотов" до "Танцующей в темноте", "Догвиля" и "Мандерлая". Дитер Косслик, директор Берлинале, уже пообещал членам жюри трудную жизнь: "Не хотел бы я оказаться на их месте. Но если кто и способен свершить этот подвиг, то именно эта великолепная семерка".

Премии

Из больших национальных кинопремий первым по счету станет "Золотой орел", который на торжественной церемонии 27 января попутно отметит и свое пятилетие. Это пока единственная у нас премия, где рассматриваются не только кинематографические, но и телевизионные фильмы. Здесь главным фаворитом академиков стал Павел Лунгин - он имеет шанс получить сразу две премии: за "Остров" и за эксцентричную телевизионную интерпретацию Гоголя - "Дело о мертвых душах". "Остров" имеет наибольшее количество номинаций - 9. В составе потенциально лучших фильмов наблюдается давно не виденное жанровое разнообразие: здесь блокбастер "Дневной дозор", собравший более 35 млн. долларов, традиционная по стилю мелодрама "Мне не больно", военно-психологическая драма "Живой", фарсовый вариант "русского Гамлета" - "Изображая жертву" и религиозная притча "Остров", у которой, судя по накалу страстей, высоки шансы получить "Золотого орла". Впрочем, о прогнозах поговорим ближе к событию, а пока упомяну еще и назревающую премию российских кинокритиков "Белый слон" - лопоухий будет вручаться в феврале, а шорт-лист номинантов огласят на торжественном ужине с претендентами уже в ближайший четверг.

Год назад, чтобы опередить американского "Оскара", перенесла на месяц раньше обычного свою церемонию вручения премий BAFTA Британская киноакадемия - ее лауреатов объявят 11 февраля в лондонской Королевской опере. Здесь абсолютный лидер - "Королева" Стивена Фрирза, восхитительно сыгранная и с редким тактом поставленная драма о событиях при английском дворе после гибели принцессы Дианы, и о том, как молодой Тони Блэр спасал репутацию королевской семьи в народных массах. У этой же картины, как и ее главной героини - актрисы Хелен Миррен, - высокие шансы и на "Оскаре".

Среди других главных фильмов года и английские и американские наблюдатели, от критиков до академиков, единодушно называют "Вавилон" Алехандро Гонзалеса Иньярриту и "Отступников" Мартина Скорсезе. Последнюю картину, одну из лучших работ Скорсезе, ставшую фаворитом и BAFTA и "Оскара", странным образом проигнорировали в российских кинокругах - ее нет в шорт-листах ни "Золотого орла", ни "Белого слона", что можно объяснить только одним: в результате плохо организованного проката ни критики, ни киноакадемики этот фильм просто не видели.

Что касается другого баловня кинематографической судьбы, обреченного на водопад призов Стивена Фрирза ("Королева"), то он уже приглашен Каннским кинофестивалем возглавить международное жюри главного европейского киноконкурса года.

Кино и ТВ