Судя по прогнозам и предварительным оценкам, январь 2007 года станет едва ли не первым январем в современной российской экономической истории, обошедшимся без существенных макроэкономических, финансовых, производственно-технологических и прочих неприятностей. Естественные посленовогодние коррекции на фондовом, валютном и сырьевом рынках пока особых неприятностей не сулят. Инвесторы и эксперты не склонны к панике, хотя для некоторых потери оказались болезненными. Что в данном случае сыграло главную роль - сказать трудно. Во-первых, прошлый год закончился для российской экономики и финансов на столь мажорной ноте, что сбить ее может лишь что-либо совершенно из ряда вон выходящее. Чего вроде бы на ближнем горизонте пока не предвидится. Во-вторых, необычно теплая зима заметно облегчила жизнь энергетикам и жилкомхозу; соответственно ослабились сезонные ограничения для промышленности и транспортной инфраструктуры. Наконец, в-третьих, остается весьма устойчивым как позитив потребительских настроений, так и активность инвестиций и, следовательно, внутреннего спроса в целом. Впервые за многие годы промышленность не ожидает абсолютного снижения продаж в начале 2007 года и не собирается снижать интенсивность роста выпуска.
Конечно, и зима еще не кончилась, и от форс-мажорных обстоятельств никто не застрахован. Как любит говорить президент Путин, Россия - такая большая страна, что здесь никогда не бывает скучно. Впрочем, и отдохнувшее правительство явно не намерено останавливаться на достижениях прошлого года. Тем более что не вполне внятные прогнозы инфляции будут держать в напряжении и другие макроэкономические параметры.
Спрос пока не подвел
Прежде всего напомним, что не только сектор услуг и торговля, но и российская промышленность закончила 2006 год лучше, чем ожидалось.
Согласно данным декабрьского конъюнктурного опроса Института экономики переходного периода (ИЭПП), стабильный и достаточно высокий рост спроса позволил большинству предприятий достигнуть нормальных объемов продаж. При этом, как подчеркивает руководитель опроса Сергей Цухло, увеличилась доступность заемных средств и сохранились высокие темпы роста выпуска. Все это, по его мнению, позволяет промышленности с оптимизмом начинать 2007 год.
Согласно данным Росстата, в IV квартале продолжилась тенденция роста промышленного производства. Темп прироста промышленного производства по итогам 2006 года оценивается: по методике Росстата - 4,1- 4,2 процента, по оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) - 5,1 - 5,2 процента. Это расхождение в 1 процент уже несколько месяцев является предметом дискуссий Росстата и минэкономразвития и независимых экономистов. Консерватизм официальных экспертов понятен. Но, в конечном счете, все упирается не столько в методологию расчета индексов, сколько в достоверность исходных статистических данных. Ситуация в этой сфере уже давно вышла из-под всяких мыслимых форм контроля и не поддается какой-либо рациональной критике. Причем статистика промышленности еще не среди самых отстающих. Даже официальные досчеты ВВП превышают все допустимые стандарты развитых систем статистического наблюдения.
Декабрь согрел всех
Но вернемся к декабрьской конъюнктуре. По данным ИЭПП, в последнем месяце прошлого года темпы роста продаж промышленной продукции после очистки от сезонности остались на прежнем уровне: спрос во втором полугодии 2006 года продолжает расти, причем довольно интенсивно и устойчиво. Если в предыдущие последефолтные годы, отмечается в исследовании, в декабре промышленность сообщала о резком замедлении, вплоть до абсолютного снижения, темпов роста спроса, то в 2006-м предприятия-респонденты ИЭПП лишь снизили темпы роста продаж. В результате декабрьские показатели продаж оказались лучшими за последние годы. В целом динамика платежеспособного спроса в 2006 году оказалась более чем благоприятной для российской промышленности. Спрос на отечественную продукцию рос всегда, с хорошей интенсивностью и почти во всех отраслях.
Помимо этого, отмечает С. Цухло, в конце года предприятиям удалось переломить тенденцию сокращения запасов готовой продукции. Правда, пока неясно, то ли предприятиям все же удалось нарастить выпуск, то ли сыграло роль усиление конкуренции импорта и снижение объема продаж.
Сами предприятия считают, что одной из очевидных причин благополучного развития российской промышленности в 2006 году стала стабилизация условий конкуренции.
Волна поднимает все лодки
Принципиальных изменений ни в распространенности конкуренции на рынках сбыта, ни в ее интенсивности по сравнению с 2005 годом, по данным ИЭПП, отмечено не было. Сейчас российские промышленные предприятия ощущают конкуренцию с другими российскими производителями на 92 процентах своих рынков сбыта (в 2005 году - на 94 процентах), с производителями из дальнего зарубежья - на 73 процентах рынков (в 2005 году - на 70 процентах).
Надо сказать, что это достаточно высокие показатели. И, как отмечается в исследовании ИЭПП, интенсивность конкуренции хотя и осталась на прежнем уровне, но этот уровень остался самым высоким за последние годы. Причем наиболее острой остается внутрироссийская конкуренция (4,12 балла по 5-балльной шкале - чуть выше уровня "умеренная"), на втором месте - конкуренция с товарами из дальнего зарубежья (3,47 балла - посередине между "умеренная" и "слабая"), на третьем - конкуренция с ближним зарубежьем (3,20 балла - ближе к уровня "слабая"). То есть отечественные и иностранные производители пока еще работают в неконкурентных ценовых сегментах и волна спроса "поднимает все лодки".
Куда идут кредиты
Как считают авторы опроса ИЭПП, несомненное позитивное влияние на промышленную динамику оказывает и доступность для производителей заемных средств. В 2006 году как нормальную ее оценили в среднем 72 процента предприятий. Во II квартале этот показатель достигал рекордных 75 процентов, сейчас он составляет 73 процента. Вполне естественно, что проще всего в 2006 году было получать деньги металлургам - нормальная доступность у 89 процентов предприятий, химикам - 87 процентов и энергетикам - 86 процентов. Труднее объяснить, почему тяжелее всех доставались заемные средства легкой промышленности - 52 процента и стройиндустрии - 64 процента. В машиностроении этот показатель в 2006 году составлял 69 процентов. Поскольку детальной информации ни по срокам, ни по целевому назначению кредитов нет, то из общего улучшения условий кредитования еще нельзя делать вывод об их целесообразности и экономической эффективности. Наоборот, предупреждают эксперты ЦМАКП, несмотря на высокие темпы инвестиций, их основная часть идет не в машины и оборудование, а в строительство и торговлю. Просто в экономике есть свободные средства и в долг берут, пока дают. Но и высокие темпы роста в любой момент могут очень быстро сойти на нет. В 2007 году приток нефтедолларов в Россию может оказаться совсем не таким большим, как рассчитывали в 2006 году. Найдется ли тогда, чем платить по счетам и чья это будет головная боль - заемщиков или кредиторов? Время покажет.