Сергей Ознобищев, директор Института стратегических оценок:
- Дума, на мой взгляд, не может повлиять на решение эстонских властей, хотя планируемые нижней палатой меры вполне оправданы. Скорее всего, эстонские власти ожидали от российских парламентариев подобной реакции. Официальные контакты между Россией и Эстонией практически сведены к нулю, отношения находятся в критическом состоянии: не подписаны договор о границе, декларация об основах политического сотрудничества и т.д. Поэтому действия Думы большого эффекта не дадут. Линия эстонских властей очень последовательна - страна откатывается к национализму. И все-таки наш сосед не пойдет на крайнее обострение отношений и предпримет компромиссные шаги, например, перенесет памятник советскому воину-освободителю в другое место.
Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора Центра политических технологий:
- На ситуацию вокруг памятника советскому воину в Эстонии Дума единственно может отреагировать, предприняв демонстративный жест - прекращение контактов с эстонским парламентом. Но никакого эффекта, кроме того, что в Европе перекосят лицо, это не даст. Европейский союз понимает, что размежевание с советским прошлым для Эстонии вещь неизбежная, потому он не будет публично осуждать действия своего члена.
Судьба памятника советскому воину-освободителю предрешена, и Дума на это никак повлиять не может. Вмешательство президента, конечно, усилит резонанс, но ничего не изменит. Решение эстонских властей бесповоротно. Максимум, что мы можем сделать, - это чтобы наше мнение было услышано в Европе.
Георгий Сатаров, президент фонда "Индем":
- Меры Государственной Думы, которые она собирается предпринять в отношении Эстонии, несоразмерные, поскольку они будут бить не столько по эстонским властям, сколько по гражданам, в том числе и русскоязычным. Нижней палате надо не обрывать контакты с эстонскими коллегами, а наоборот, усиливать их, доказывать нашим соседям всю неправомерность их действий. Ведь самое эффективное - это разговаривать с людьми.