17.01.2007 01:00
Общество

Григорий Гладков: надеюсь, детское ТВ не попадет в руки "ловким ребятам"

В России появится детский телеканал
Текст:  Татьяна Владыкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4270)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета| Григорий Васильевич, как думаете, доброе детское телевидение в самом деле исчезло?

Григорий Гладков| К сожалению, да. Детский жанр был полностью исключен из жизни в годы реформ. Я считаю, что детей предали, потому что несколько поколений ребят были лишены хороших передач, мультфильмов, художественных фильмов. Это преступление, за которое взрослые обязательно должны ответить.

РГ| Получается, что настоящее детское ТВ было только во времена СССР?

Гладков| В каждом времени есть и плохое, и хорошее. То, что формат доброго детского радио и телевидения сложился в советское время, - это факт. Складывался он из голоса Николая Литвинова и его фразы "Здравствуй, дружок!", из позывных передач "Будильник", "Спокойной ночи, малыши", с наших добрых мультфильмов, о которых, кстати, в Ватикане сказали, что их нужно смотреть всей планете, потому что в них правильно расставлены христианские акценты.

РГ| Кстати, высокий чиновник недавно говорил о том, что хорошо бы заменить американские мультфильмы на советские и что новый детский канал подтолкнет к созданию новых отечественных мультфильмов. Неужели и в самом деле ничего нового нет?

Гладков| Есть. И мультфильмы, и песни детские. Только все это не имеет выхода на экран. В Суздале, например, каждый год проходит открытый фестиваль мультипликации, где показывают замечательные новые мультфильмы, ничуть не хуже тех, которые были. Кто знает об этом фестивале? Да никто. И каждый фестиваль заканчивается одной и той же фразой: "Жаль, что этого никто не увидит".

РГ| Сейчас есть детские передачи, которые вы с удовольствием смотрите всей семьей?

Гладков| "Спокойной ночи, малыши". Героическая программа. Она действительно хранима Богом: сколько раз ее закрывали, сокращали, совали в неудобное время, а она выживала. Вообще надо признать, что в советское время к детским передачам относились очень серьезно. В создании программ принимали участие не только авторы, приглашались детские врачи, психологи, тщательно выбиралось время, а сейчас все происходит по остаточному принципу. Я сам пять лет вел эту программу и от всей души желаю передаче долгих лет жизни.

РГ| Я знаю, что среди прочих званий у вас есть звание - академик Детской телевизионной национальной академии за выдающийся вклад в развитие детского телевидения. Вас не приглашали участвовать в создании телевидения для детей?

Гладков| Нет, ко мне никто не обращался. Я, кстати, и не слышал, чтобы звонили Успенскому, Шаинскому, Энтину, Крылатову, Ангелине Вовк...

РГ| Что, на ваш взгляд, непременно должно быть в новом детском телевидении?

Гладков| Добро должно побеждать зло. К детям надо относиться как к равным, очень уважительно, не сюсюкать с ними. Взрослые должны учиться у них открытости честности, учиться быть счастливыми. В кадре должно быть много детей, бабушек и дедушек, потому что у ребенка всегда есть большая тяга к ним. Обязательно в кадре должен быть мужчина, потому что у нас не хватает отцов в семьях. Пока папы работают или читают газету, детей воспитывают мамы. А дети очень реагируют на мужской голос. Кстати, в передаче "Спокойной ночи, малыши" был большой прокол, когда остались только две ведущие - Оксана и Аня, а мужчины не было, но теперь вроде уже нашли. Папа в кадре должен быть обязательно.

Дети – наш самый главный национальный проект. Вот если бы взрослые затянули пояса потуже и сделали все ради детей: телевидение, радио, стадионы, - через десять лет выросло бы совершенно другое поколение

Я очень надеюсь, что все получится, жаль, конечно, что с таким огромным опозданием, десять лет для детей ничего не было, и это уже исправить нельзя. Мне кажется, наше общество не простит этого никогда. И никакими заслугами будущего этот позор не исправить. Я очень надеюсь, что новое детское телевидение не попадет в руки к ловким ребятам и не получится опять обманного телеканала, который будет показывать дешевые импортные мультфильмы, дешевую развлекательную продукцию.

РГ| Как вы думаете, чем детский мир отличается от взрослого? Откуда берутся мрачные взрослые, которые когда-то были счастливыми детьми?

Гладков| Дети в любой стране, в любую эпоху одинаковы. В детстве у нас все радость, все счастье. А у взрослого все, что в детстве было счастьем, - проблемы. Дождь для ребенка это возможность мокнуть, бегать босиком, а для взрослого это трагедия. Холодная зима - взрослому не нравится, вот сейчас теплая зима - и тоже не нравится. Одни проблемы.

РГ| А вы сами больше ребенок или взрослый?

Гладков| В душе я, конечно, ребенок. Но сейчас, когда мы беседуем, - я философ. Музыка же у меня совершенно другая, и все мои веселые песни написаны в минуты грусти, которые я преодолел. Я, кстати, понял давно, что ругать можно сколько угодно и кого угодно, важно, чтобы было что-то, что можно этому противопоставить. И все эти годы выпускал диски, кассеты и даже попал в российскую Книгу рекордов Гиннесса по выпуску самого большого количества дисков. Так что критические замечания делать могу (смеется). Я, кстати, на "пиратов" не обижаюсь, потому что благодаря им в небогатые семьи попали и кассеты с моими песнями, и диски с нашими мультфильмами и кинофильмами...

РГ| Вы как-то рассказывали "РГ", что придумали, как выучить таблицу умножения с помощью песни...

Гладков| Таблица умножения для ребенка - сильный стресс, если, рассказывая стихотворение, можно еще как-то вывернуться, заменив одну рифму другой, то тут уж ты никак не выкрутишься. Ее нужно просто выучить, а для многих современных детей это большая проблема. И я спел таблицу умножения в разных стилях. Под мою таблицу умножения можно засыпать (колыбельная), танцевать вальс, танго... Она стала очень популярной. Для тинейджеров можно было использовать хип-хоп, рэп. Можно было придумать зубрилки, чтобы выучить математику, географию... Я написал об этом письма - предложения в разные инстанции, подумал, что государство должно откликнуться. Но глухо. Прошло много лет, я ничего не записываю принципиально, таблицу умножения я записал на свои деньги. Все, на ком лежит ответственность за образование наших детей, знают про это, но никому ничего не надо.

РГ| Дети для вас - это...

Гладков| Мне кажется, что дети и есть наш самый главный национальный проект. Вот если бы взрослые взяли, затянули пояса потуже и сделали все ради детей: телевидение, радио, стадионы, футбол, - через десять лет выросло бы совершенно другое поколение.

Семья и дети