19.01.2007 07:00
В мире

Ангела Меркель: Мы нуждаемся в надежных отношениях с Россией

Меркель намерена прибраться в европейском доме
Текст:  Федор Лукьянов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4273)
Читать на сайте RG.RU

Об этом канцлер Германии Ангела Меркель говорила в своей программной речи в Европарламенте.

Заступившая на председательский пост в ЕС глава немецкого правительства ясно дала понять депутатам Европарламента, а через них Европе и миру, что от будущих отношений Европейского сообщества с Россией во многом зависит и дальнейшая судьба самого Евросоюза. Поэтому несмотря на "демарши" Варшавы, связанные с продажей польского мяса в России и разногласия с Кремлем по энергетическим вопросам, Меркель готова сделать все возможное для того, чтобы уже в ближайшие полгода Москва и Брюссель все же начали переговоры по новому соглашению о партнерстве.

Энергетические разногласия Евросоюза с Россией немецкий канцлер рассчитывает уладить в первую очередь. "Я говорю вполне определенно - мы нуждаемся в надежных отношениях с Россией. Мы должны доверять друг другу", - особо подчеркнула Ангела Меркель. Столь весомое программное заявление, сделанное буквально накануне визита главы правительства Германии в Россию, должно создать неплохую почву для предстоящих 21 января встреч Меркель с российским руководством.

Как стало известно "РГ" с инициативой приехать в Россию выступила сама Меркель. Ожидается, что в ходе визита ее встреча с президентом Владимиром Путиным продлится два часа.

Но если в отношениях с Москвой Меркель в ближайшие полгода намерена сделать многое, то еще больше работы, по ее же словам, ей предстоит в собственном общеевропейском доме.

"Как сказал Вольтер, я категорически не согласен с твоим мнением, но готов отдать жизнь за твое право его высказывать. Вольтер, как никто другой, был носителем духа Европы", - процитировала в своем выступлении перед Европарламентом французского философа немецкий канцлер.

При всей внешней академичности политический аспект ее речи прозвучал весьма отчетливо: времена меняются, и Европа обязана меняться тоже. "Забюрократизированная и разобщенная Европа не решит ни одной из задач, - убеждена канцлер, - ни во внешней политике, ни в области безопасности, ни в энергетике, ни в вопросах климата и экологии".

Расширившись за последние три года чуть ли не вдвое - с 15 до 27 стран, Евросоюз одновременно во многом утратил динамику внутреннего развития. Конституционный и экономический кризис в сочетании с вездесущей бюрократией и бумаготворчеством уже привел к значительному отставанию ЕС по части конкурентоспособности в глобальном соревновании с США и Китаем. Решение многих проблем Европы Меркель видит в принятии новой европейской конституции. Причем не просто конституции как таковой, а конституции, которая, по сути, должна сделать из Евросоюза вместо нынешней конфедерации новое федеративное государство со своим президентом, министром иностранных дел и так далее. Все остальное - единая валюта, общий парламент и единое экономическое пространство - у ЕС для этого уже есть. Если этого не будет, если не будет конституции, которая изменит весь порядок функционирования Евросоюза, то Европу, по словам Меркель, ждет "неминуемый исторический крах".

"Исторический крах", который придет на смену нынешнему "историческому взлету", характеризовавшему евроинтеграцию в последние 50 лет, может наступить скоро. Как считает канцлер Германии, уже к 2009 году. Без сильной вертикали власти, без своего властного стержня "рыхлый" Евросоюз может просто рассыпаться под грузом проблем, как карточный домик. Надо завершить процесс расширения и заняться наведением порядка в доме - таков смысл внутриполитической программы Меркель на время ее председательства в ЕС.

Еще до конца января 54 члена нового конституционного собрания из 27 стран ЕС должны собраться на первое заседание. В конце мая текст нового проекта конституции должен быть готов. На летнем саммите Евросоюза его обсудят главы стран ЕС, а еще через год, к концу 2008-го, до выборов в Европарламент его должны утвердить все страны европейского сообщества. Так выглядит предложенная Германией "дорожная карта" для Основного закона Европы.

Тем не менее многие наблюдатели уже сейчас выражают сомнения по поводу реальности конституционных планов Германии. Так, глава делегации Венгрии в Европарламенте Чаба Табайди убежден: если в обстановке нынешних разногласий по конституции Берлину удастся хотя бы сдвинуть с мертвой точки конституционный процесс, то это уже будет большим достижением.

В случае принятия новой конституции Европы многие аналитики не исключают, что именно "железная леди" Ангела Меркель может стать будущим президентом Евросоюза. На сегодняшний день, по данным опросов, немецкий канцлер - самый популярный европейский политик. А прошлой осенью журнал Forbes назвал ее и самой влиятельной женщиной в мире.

   комментарий

Александр Рар, эксперт Германского совета по внешней политике:

- Канцлер Германии Ангела Меркель будет стремиться в период немецкого председательствования в ЕС консолидировать Европу. Ей предстоит убедить те страны, которые отказались от европейской конституции, возобновить процесс принятия Основного закона.

Без этого документа Евросоюз остается без фундамента, позволяющего дальнейшую более глубокую интеграцию западных стран. Без конституции Европейское сообщество будет считаться просто экономическим союзом. Чтобы изменить ситуацию, Меркель в период немецкого председательствования в ЕС будет содействовать укреплению внешнеполитических и оборонных институтов Евросоюза и усилению политики соседства.

Однако нельзя забывать, что заветной мечтой немецкого канцлера остается идея выстраивания новых, более крепких связей между Европой и Соединенными Штатами. Меркель убеждена: США и ЕС связывают общие ценности. Без укрепления трансатлантических связей эти ценности могут быть расшатаны во всем мире.

Поэтому канцлер работает над созданием так называемой системы TAFT - трансатлантической свободной экономической зоны. Во время полугодичного немецкого председательствования в ЕС эту идею невозможно будет реализовать. Однако за этот период ее можно будет разрекламировать.

Российский фактор во время президентства Германии в Евросоюзе будет связан с решением прежде всего энергетических вопросов. Москва дала понять, что готова приглашать европейские компании на российский рынок при условии, если и европейские рынки откроются для россиян.

Однако ЕС твердо стоит на иных позициях. Брюссель считает, что Россия должна открыть для западных фирм свои стратегические области экономики. Поэтому во время немецкого президентства переговоры об экономических вопросах, в том числе о продлении договора о партнерстве и сотрудничестве, будут проходить достаточно сложно.

В этих условиях Меркель, в том числе и в ходе своего предстоящего визита в Сочи, будет стараться говорить с президентом России Владимиром Путиным о том, как укрепить энергетическую безопасность между ЕС и Россией.

Возможно, речь пойдет и о том, чтобы установить новый консультативный механизм между Евросоюзом и Москвой на примере "красного телефона", который раньше существовал между Белым Домом и Кремлем во времена "холодной войны".

Такая связь может оказаться необходимой для Москвы и Брюсселя, если транзитные страны, такие как Украина или Белоруссия, прекратят поставки российского газа, предназначенного для Европы.

Через такой консультативный механизм Евросоюз также получит возможность напрямую общаться с теми российскими чиновниками и политиками, которые определяют краткосрочную энергетическую политику страны. В ходе своего визита в Сочи Меркель также поднимет вопрос о продлении Договора о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, поскольку подписание нового соглашения фактически было сорвано.

Россия во время немецкого председательствования в ЕС будет интересовать Германию как главный энергетический партнер, с которым разговор становится все менее и менее легким. На мой взгляд, политические отношения России и Германии пока что находятся не в лучшем состоянии. Однако это не означает, что канцлер Германии негативно относится к России. Она по-прежнему стремится выстроить прагматичные и надежные отношения с Москвой.

Меркель будет еще больше, чем предыдущий канцлер Германии Герхард Шредер, настаивать на том, чтобы немецкие фирмы получили возможность зарабатывать на российских рынках. Если Россия в этом вопросе пойдет немцам навстречу, то со временем Германия может стать для нее проводником интересов российских фирм на европейских рынках.

Подготовила Надежда Сорокина

Германия Европейский союз