19.01.2007 03:00
Власть

Подмосковье решает проблему самоуправления

Имущественный спор? Быстрее всех рассудит третейский суд
Текст:  Ирина Пуля
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4273)
Читать на сайте RG.RU

Когда встала дилемма: дать городам и селам право решать все свои вопросы самим или повременить, подмосковные власти решили не бросаться в омут реформы самоуправления, не зная броду. Законом Московской области до января 2009 года был установлен переходный период. С момента подписания документа прошел год. Предварительные итоги в беседе с корреспондентом "РГ" подвел исполнительный директор Совета муниципальных образований области Олег Иванов.

Российская газета | Олег Борисович! Наверное, ваш совет за полгода существования только и делал, что разбирал конфликты между властями районов и поселений - кто главнее?

Олег Иванов | Вероятность конфликтов, увы, изначально была заложена в законе о местном самоуправлении. Этот документ четко разграничивает, что делает районная власть, что - поселенческая, но не дает реальных механизмов взаимодействия между ними. Переходной период в области и был введен из-за опасения того, что районы по закону уже потеряли власть, а поселения не могут ее взять, так как нет необходимой финансово-экономической базы, имущества, квалифицированных кадров, опыта... Это могло негативно сказаться на жизни населения. К счастью, этого не произошло. Особых проблем во взаимоотношениях между районной и поселенческой администрациями не возникает. Но ряд "пограничных" вопросов обнаружился. Это касается сфер культуры, спорта, работы с молодежью. Например, Дом культуры может быть как собственностью района, так и поселения. А чей он все-таки? Федеральный закон точно сказать не может. Не могут прийти к единому мнению зачастую и согласительные комиссии, куда входят представители муниципальных районов и поселений.

РГ | И что тогда?

Иванов | Подключается комиссия по содействию развития местного самоуправления, которую возглавляет министр по делам территориальных образований области Валерий Чернов. Скоро эти конфликты станет разрешать третейский суд, который будет создан при нашем совете.

РГ | Разве не хватает государственных судов?

Иванов | У третейского есть преимущества - оперативность и экономность. Срок рассмотрения дела в нем, как правило, не превышает двух месяцев, к тому же третейский сбор в несколько раз ниже, чем сборы и пошлины для обращения в другие судебные арбитражные органы. В нем будут рассматриваться хозяйственные, имущественные споры. А вот урегулированием конфликтов политических или личных (таких большинство) станет заниматься специальная комиссия по рассмотрению споров между муниципальными образованиями.

РГ | А где-нибудь власти сумели поделить имущество и полномочия без обид?

Иванов | Есть у нас три района - Ленинский, Коломенский, Мытищинский. Уже подготовлены законы о распределении имущества, которые сейчас рассматриваются Московской областной Думой. Всего будет 36 законов - по каждому району. Пока эти законы не приняты, муниципальные образования договариваются между собой - какие объекты останутся в районе, а какие будут переданы поселениям.

РГ | В 2006 году вновь образованным поселениям были даны одинаковые права решать вопросы по обеспечению жителей услугами связи, общественным питанием, торговлей, бытовым обслуживанием, по организации вывоза мусора...

Иванов | Постепенно, в зависимости от степени готовности, полномочия могут увеличиться и достичь к 2009 году полного объема. Право решать практически все вопросы местного значения в Московской области пока имеют только четыре муниципальных образования: три поселения в Мытищинском районе (Мытищи, Пироговское, Федоскинское) и городское поселение Сергиев Посад. Надеемся, с 2008 года его получат большинство поселений.

РГ | Сколько всего в области муниципальных образований?

Иванов | 378. Из них 36 имеют статус городских округов, 36 - муниципальных районов, 114 - городских поселений и 192 - сельских поселений. По количеству жителей Московская область занимает одно из первых мест в стране, а вот по количеству муниципальных образований - только 23-е место. Благодаря слаженной работе разных ветвей власти удалось избежать чрезмерного дробления, а следовательно, не раздувать и административный аппарат.

РГ | И все-таки, стоило ли так сильно дробить? Ведь маленькому поселению всегда трудно жить с крохотным бюджетом.

Иванов | Бюджетов у городских и сельских поселений пока не будет. Они существуют по смете, являющейся составной частью районного бюджета. Проблема состоит в том, что если не увеличится размер налоговых доходных источников для поселений, то около 90 процентов из них станут дотационными. Министерство финансов РФ и правительство РФ ищут сейчас выход из этой ситуации. Понятно, что там, где существует финансовая зависимость от районной или областной власти, не может быть полноценного местного самоуправления.

РГ | Например?

Иванов | Необходимо увеличить налоговую базу. Считаем, что субъекты РФ должны иметь право закреплять за муниципальными образованиями дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов. Устойчивое экономическое положение, большой налоговый потенциал - плати сполна. Показатели хромают - получи послабление. И третье - необходимо установить порядок поступления налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщиков. Для того чтобы это осуществить, надо вносить изменения в Налоговый кодекс. Без этого реформа будет буксовать. Надеюсь, нас услышат.

РГ | Недавно совет стал членом Единого общероссийского объединения муниципальных образований, или, как его еще называют, конгресса. Что стоит за этим?

Иванов | Членами конгресса являются практически все объединения муниципальных образований субъектов РФ. Правительство, принимая то или иное решение в сфере местного самоуправления, не может не прислушиваться к мнению конгресса. Вот и у подмосковного Совета муниципальных образований появился реальный шанс через конгресс влиять на политику в этой сфере на федеральном уровне.

РГ | Реформа затевалась с целью привлечения жителей к самоуправлению. Предполагалось, что "снизу" понятнее, чем "сверху", как обустроить жизнь. Жители Подмосковья готовы к этому?

Иванов | Прежде эта реформа казалась мне суперрадикальной. Но меня приятно удивило то, что на выборы глав и Советов депутатов вновь образованных поселений, которые состоялись год назад, пришли порядка 30 процентов жителей. Это очень хорошая явка для местного уровня. Значит, людям небезразлично, от кого будет зависеть обустройство их жизни. В общем, поживем, увидим.

Регионы