19.01.2007 05:00
Экономика

Итоги топливной войны России и Белоруссии

Текст:  Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4273)
Читать на сайте RG.RU

Двухнедельная энергетическая война между Россией и Белоруссией завершилась. На этой неделе обе страны подвели под ней черту. Причем на высшем государственном уровне - устами своих президентов, чьи публичные заявления о достигнутых результатах, однако, разнятся и по содержанию, и по тону.

Владимир Путин порадовался, что Россия и Белоруссия "наконец перешли на рыночные отношения". Пообещал поддержку белорусской экономике. Сказал, что эта поддержка будет продолжаться в течение длительного времени. Что, например, энергетическая дотация в нынешнем году достигнет 5,8 миллиарда долларов. (Если бюджет Белоруссии - 14 миллиардов долларов, то оценить масштаб российской помощи соседу не составляет труда.) "Это плата России за спокойный, легкий, союзнический способ перехода к рыночным отношениям и поддержка братского белорусского народа", - подытожил Путин.

Высказывание Александра Лукашенко на эту же тему прозвучало обескураживающе: "Российская сторона пошла на то, чтобы растоптать Союз и пустить под откос целую страну с дружественным братским народом... Если каждый год будут хвататься за вентиль, то речи ни о каком Союзе быть не может". Потом пошли угрозы. Например, обещание ввести "пошлину и какую-то плату по чувствительным для России товарам".

Обижаться на словесную эскападу импульсивного белорусского батьки Москва не станет. Привыкла. Еще меньшее впечатление на нее произведет и содержание лукашенковской речи. Понятно ведь: грозить России торговой войной глава Белоруссии может, адресуясь исключительно к "внутреннему потребителю" подобных инвектив, то есть к собственному народу для возбуждения в нем патриотических чувств. Москва же (как, без сомнения, и официальный Минск) прекрасно понимает: выиграть торговую войну с Россией у Белоруссии нет ни малейших шансов. По самой элементарной причине: на Россию приходится почти 50 процентов белорусского товарооборота (в том числе почти 100 процентов продуктов питания), а соответствующий российский показатель в торговле с Белоруссией - 4 процента.

Впрочем, не будем сводить итоги нефтегазового противостояния двух славянских соседей к дотошным подсчетам, кто тут что приобрел и что потерял, кому нанесены обиды и т.п. То, что произошло, выходит за рамки локального конфликта. Подведена черта не только под энергетической войной - поставлена точка в затянувшемся споре о котлетах и мухах. Попросту говоря, покончено с утопией под названием "Союзное государство". Россия окончательно поняла, что никакого объединения Лукашенко не допустит.

Что было до сих пор? Со стороны Белоруссии - ничего, кроме ритуальных заверений в необходимости Союза. Под эту риторику Минск долгие годы занимался по сути вымогательством - прямых и скрытых дотаций, всяческих преференций. Причем преференций еще и политических: снисхождения к авторитарным замашкам белорусского лидера, закрывания глаз на отсутствие в Белоруссии рыночных и демократических институтов, признания выборов легитимными и т.п. Все это Россия предоставляла (нередко - в ущерб своей репутации) с избыточной щедростью. И такая модель отношений (лояльность в обмен на преференции) долгое время устраивала обе стороны. Казалось, идея Союза должна еще крепче их связать. Но вышло наоборот: как раз идея объединения и оказалась разрушительной для российско-белорусских отношений. Как только Москва попыталась перейти от слов к делу (интеграция экономики, единая валюта, единый эмиссионный центр), так тотчас получила отпор. Была отвергнута предложенная Путиным схема объединения двух государств по принципу Евросоюза. И столь же рьяно доказывалась потребность не в одном, а в двух эмиссионных центрах.

Потом было много еще чего. Лукашенко называл Россию "нищей", сравнивал Путина с Лениным и Сталиным, закатывал "газовые" истерики, постоянно намекал, что Минск найдет себе других партнеров, шантажировал Кремль мифическим намерением Белоруссии податься в НАТО... Наконец, прозвучал - уже сейчас - и последний приговор, вынесенный Минском Союзу: "Суверенитет и независимость не продаются ни за какой природный газ и нефть". Что ж, вольному воля. Только тогда не требуйте, чтобы Белоруссия платила за российский газ ровно столько же, сколько платит Смоленская область. Либо единое государство (а не экономическое пространство) со смоленскими ценами на топливо, либо суверенная и независимая Белоруссия с мировыми тарифами на энергоносители.

В общем, реальное создание союза России с Белоруссией откладывается до иных времен. В лучшем случае оно состоится без Лукашенко. Если когда-нибудь состоится вообще.

Теперь в отместку России Лукашенко намерен сближаться с Западом. Так и заявил: "Мы готовы сотрудничать хоть с чертом, хоть с дьяволом, чтобы обеспечить энергетическую безопасность... Если Европа готова сотрудничать, мы пойдем на любое сотрудничество с Европой".

Полагаю, Европа готова. Но при одном условии - если в Белоруссии начнутся рыночные реформы и демократизация. То есть если Европа поверит, что Лукашенко решил изменить своим принципам, запечатленным в крылатой фразе: "Я свое государство за цивилизованным миром не поведу". По крайней мере до сих пор попытки белорусского президента наладить отношения с Западом успеха не имели. Был момент, когда ему отказали даже во въезде в Прагу на саммит НАТО, а 14 стран Евросоюза вообще объявили его персоной нон грата.

Правда, Европе все-таки может явиться соблазн взять Белоруссию под свое покровительство. Особенно если та заявит о желании вступить в НАТО. Хотя на Западе знают, чем кончаются попытки сближения с не слишком демократическими режимами близ российских границ: поведение Леонида Кучмы, в свое время уже было пригретого Вашингтоном, а затем по заслугам отвергнутого, - вполне отрезвляющий опыт. В конце концов НАТО - альянс не только оборонный, но и политический, а в зеркале политики и ее международных стандартов белорусский батька выглядит, прямо скажем, не комильфо. О торговых же отношениях Белоруссии со странами Евросоюза и говорить нечего. Покупать, к примеру, трактор "Беларусь" эти страны, мягко скажем, воздержатся. Не случайно же белорусский экспорт весь сориентирован на Россию.

Во внезапное политическое преображение Лукашенко, до последнего времени стращавшего свой народ происками Запада, как-то не очень верится. Антизападничество было и пока остается государственным курсом Белоруссии, важной составляющей президентского популизма, замешанного на поисках внешних врагов.

Словом, не стоит думать, что Лукашенко по-настоящему настроился на "смену вех". Это больше похоже на очередной шантаж. Ах, вам не нравится интеграция по нашей модели (суверенная и независимая Белоруссия со смоленскими ценами на российский газ)? А натовские войска под Брестом увидеть не хотите ли? Лукашенко просто пугает Москву, спекулируя на стратегическом положении, которое занимает Белоруссия, являясь буферной зоной между Россией и странами НАТО.

Если же Лукашенко всерьез попытается сблизиться с Западом, ему придется отказаться от всего, что составляет суть его режима. От социалистической экономики. От авторитарных методов правления. От антизападной идеологии. От раздувания внешней угрозы. Иначе попытка такого сближения закончится тем же, чем на сегодняшний день завершилось объединение Белоруссии с Россией. Европейских лидеров, как и российского, союз мух с котлетами не вдохновляет.

Энергетика Беларусь