Мы задали этот вопрос генеральному директору "Молодой гвардии", человеку, влюбленному в серию "ЖЗЛ", Валентину Юркину.
- В конце года, - сказал он. - Выйдет 1000-я биография в серии "ЖЗЛ". Книга о Горьком числится под номером 963. А 1000-я книга будет посвящена Флорентию Федоровичу Павленкову, первому основателю знаменитой серии. И это будет для нас новым юбилейным событием.
Флорентий Федорович Павленков (1839-1900) был замечательным человеком без всяких натяжек. Это представитель той русской дореволюционной породы людей, которые, вне зависимости от идеологических убеждений и увлечений, делали полезное для России дело. Экстремисты всех мастей, от эсеров до большевиков, от консерваторов до ярых государственников, смеялись над ними, издеваясь над их теорией "малых дел". Например, когда Флорентий Павленков, крупный издатель, на собственные деньги открыл к 1913 году более двух тысяч (!) библиотек в самых отдаленных селах России, произошли удивительные вещи. С одной стороны, правительство стало эти библиотеки закрывать, опасаясь, что народ в них будет читать "не те" книги. С другой стороны, известный "литератор" под псевдонимом "Ленин" в одной из статей, резко критикуя царизм за эти непрогрессивные действия, неожиданно напал и на Павленкова. Зачем, мол, тратить свои капиталы на открытие каких-то библиотек! Нужно отдавать деньги революционным партиям! На закупку оружия, на прямую антигосударственную пропаганду.
Собственно, самое страшное, что произошло с Россией в ХХ веке, это то, что мы "вырезали" (буквально или косвенно) породу таких людей, как Флорентий Федорович. И сейчас, когда уже всем понятно, что Россию "обустроют" не Новодворские и не Анпиловы, оказалось, что людей павленковского склада раз-два, и обчелся. Что "малые дела" делать некому. Что старую породу необходимо создавать. Причем из молодых людей. Вот задачка-то!
Все та же разруха в сельских библиотеках. Хорошо, что создаются "модельные" принципы их возрождения, но возрождать-то кто будет? Не "модели" же. Люди нужны.
Но одно детище одного из главных петербургских издателей продолжает жить. Серия "Жизнь замечательных людей", основанная Флорентием Павленковым более ста лет назад. А вот заслуга в ее восстановлении после революции в самом деле принадлежит Максиму Горькому. Удивительный момент. Максималист, мечтавший перестроить весь мир и даже переделать всю породу человеческую, Горький "схватился" за закрытую при большевиках павленковскую серию и "вытащил" ее из небытия.
Зачем? Горький считал, что если представить советским людям, так сказать, "вершины" человеческих личностей (Человек с большой буквы), то это как бы стимулирует появление нового Человека. Идея Горького была романтической, ницшеанской, но методы исполнения оказались старомодными, павленковскими. Просто Горький с детства любил книгу и верил в нее, как в чудо.
Так была спасена серия "ЖЗЛ".
Биографию Павленкова написал просто и изысканно, в духе персонажа книги, блестящий знаток жизни Ф. Ф. Павленкова Владимир Десятерик.