"Мы удовлетворены уровнем, характером отношений, - заявил Владимир Путин, напоминая о двустороннем сотрудничестве последних лет. - Это касается и политических контактов, и роста товарооборота, и гуманитарного сотрудничества, которое укрепляется и развивается".
- Что касается вашего председательства в ЕС, мы очень рассчитываем, что, имея в виду добрые доверительные отношения с Германией, это поможет нам выстраивать отношения с другими странами и организацией в целом, - выразил надежду российский лидер.
Ангела Меркель подтвердила, что совсем не против обсудить перспективы взаимодействия на уровне Россия - ЕС. Тем более что ввиду последних проблем с началом работы над новым соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Москвой и Европой, спровоцированных членом Евросоюза Польшей, поговорить есть о чем.
Председательство Германии в "большой восьмерке" станет в своем роде продолжением "правления" России в 2006 году. Во всяком случае, Берлин намерен продолжить обсуждение части тех вопросов, что поднимала Россия. "У нас была возможность сотрудничать в прошлом году, и в темах энергобезопасности, охраны окружающей среды, экологии мы переймем последовательно российский курс", - заявила Меркель.
Началась же встреча совсем неформально, чему, как нередко бывало и раньше, поспособствовал президентский лабрадор Кони. Появление собаки в каминном зале резиденции "Бочаров Ручей" вызвало легкий испуг у гостьи. Впрочем, Меркель тут же постаралась обратить свои дамские страхи в шутку. Германский канцлер неожиданно перешла на русский и со смехом выразила обеспокоенность, что теперь собака, переключившая свое внимание с лидеров на фотографов, "скушает журналистов". Владимир Путин с ходу успокоил Меркель: "Добрая собака, ничего плохого от нее ждать не нужно". А потом сам, не вставая с кресла, буквально вытянул Кони за ошейник из кадра.
Самым непростым и объемным получился разговор вокруг энергетического взаимодействия, подстегнутый последним транзитным конфликтом России и Белоруссии. Правда, в Германии, если верить канцлеру, понимают стремление Москвы установить рыночные отношения с близлежащими соседними государствами. "Мы говорим партнерству - да, паразитированию - нет", - подчеркнул Путин.
Однако сначала конфликт с Украиной, а потом и с Белоруссией сильнее укоренил в Москве понимание того, что транспортную энергетическую сеть необходимо развивать. Раньше углеводороды без проблем поставлялись в Европу по территории советских республик и стран Варшавского договора. Теперь проблемы появились.
- Имея в виду изменение геополитической ситуации, мы будем самым активным образом развивать нашу транспортную сеть, для того чтобы иметь возможность напрямую доставлять наше сырье основным потребителям, - сообщил Путин. - Мы ускорим нашу работу по прокладке трубопроводных систем к берегу Тихого океана, расширим возможности по транспортировке углеводородов на Севере, в том числе на северо-западе России, чтобы уменьшить нашу зависимость от транзитных государств.
Рыночные отношения в энергетике - это не только логичная заинтересованность Запада, свои преимущества от этого получает и Россия. "Практика последних лет показывает, что от несоблюдения рыночных отношений Россия несет огромные издержки, измеряемые миллиардами долларов", - подчеркнул Путин.
Для Ангелы Меркель российский подход к энергетическим вопросам, кажется, уже понятен и пояснений не требует. Но канцлер хотела бы на будущее заложить более четкие механизмы коммуникации в кризисных ситуациях и прописать их в будущее соглашение о сотрудничестве между Россией и ЕС, которое, как надеется Меркель, начнут прорабатывать в период председательства Германии в Евросоюзе.
Оба лидера сошлись во мнении, что германское председательство в Евросоюзе открывает широкие перспективы для взаимодействия сторон. "Здесь, среди наших совместных приоритетов, - формирование четырех общих "пространств", а также запуск переговорного процесса по новому базовому соглашению Россия - ЕС", - отметил Владимир Путин. По его словам, Россия будет использовать все возможности, чтобы снять любые препятствия на пути заключения этого соглашения.
Одним из препятствий остается Польша, с которой так и не удалось договориться вокруг поставок мяса в Россию, а следовательно, получить мандат на начало переговоров. Ангела Меркель не стала перекладывать весь груз ответственности на Польшу, заметив, что проблема мяса - это не сугубо вопрос Москвы и Варшавы. Это проблемы в торговых отношениях между Россией и всем Евросоюзом. Поэтому такие надежды возлагаются на будущее соглашение о партнерстве.