Производственные акценты
Дело в том, что подобные модели предусматривают решающую роль государства в направлении национального экономического развития страны, обязательный учет национальной историко-экономической и социальной специфики.
Как считают многие аналитики, Скандинавия, Исландия, Швейцария, КНР, Тайвань, Южная Корея, Вьетнам, "голлистская" Франция, "насеровский" Египет, Турция при Кемале Ататюрке, Австралия, Новая Зеландия, некоторые исламские страны Юго-Восточной Азии и Индийского океана, ЮАР, Израиль и "карликовые" государства Европы - наиболее яркие примеры тех современных социально-экономических моделей, где внутри- и внешнеэкономическая политика государства постоянно повышает эффективность национальных хозяйств, внешней торговли, валюты и соответственно уровень жизни широких, прежде всего средних слоев населения.
Например, во Франции в конце 1950-х - первой половине 1960-х годов это была целенаправленная государственная политика снижения налогового бремени на малый и средний, подчеркнем, производственный бизнес, налоговое стимулирование переквалификации рабочих и служащих, жесткое регулирование курса франка, цен на товары, услуги, ограничение импорта товаров и услуг, производство которых осваивается или развивается в стране. Для поддержания социальной стабильности проводилась также политика расширения производственного самоуправления на предприятиях. Франция сохранила также финансово-экономическую кооперацию с большинством бывших колоний и протекторатов (в рамках Французского Союза, затем Сообщества). В результате уровень жизни вырос за этот период во Франции почти вдвое, совокупный ВВП - примерно на треть, а промышленный экспорт возрос более чем вдвое. Основные же фонды в экономике этой страны, включая ее многочисленные зарубежные территории, удалось обновить более чем на 35 процентов. Это рекордные показатели того периода для всей капиталистической системы.
Не случайно, что достижения тогдашней Франции вызвали интерес в СССР в ходе триумфального визита Шарля де Голля в СССР в 1966 году. Многие советские и восточноевропейские газеты и журналы тогда постоянно публиковали материалы о феноменальных достижениях социально-экономической политики "деголлевской" Франции, о преимуществах национальной ориентации внешней политики и торговли не только Франции, но и других стран. Характерно, что опыт Франции был учтен в "косыгинской" и "дубчековской" программах экономических преобразований 60-х годов прошлого века.
Схожая политика проводилась в 1950-1970-е годы также в Японии, на Тайване, в Южной Корее, Австралии, Новой Зеландии, некоторых аравийских "нефтегазовых" монархиях. В 80-е годы национальная модель "суверенной экономики" эффективно применялась в Китае, ЮАР, Малайзии, Сингапуре и даже в "карликовых" странах Европы, прежде всего в Сан-Марино и Лихтенштейне. Результаты такой политики в этих странах оказались аналогичными французским в деголлевский период.
Сырьевой бумеранг
Согласно упомянутому исследованию, в СССР с середины 60-х годов ХХ века развивалась научно-техническая, экономическая и управленческая стагнация вкупе с беспрецедентными социально-экономическими и идеологическими ошибками. Большинство советских ресурсов любой ценой направлялось почти исключительно в военно-промышленную сферу. А, например, промышленное и особенно энергетическое сырье экспортировалось в растущих объемах. Эти факторы в конечном счете подорвали практически всю советскую экономику, особенно сельское хозяйство и смежные с ним отрасли, ко второй половине 80-х годов.
Исследователи пришли к выводу, что в странах, где политика "шоковой терапии" продолжается дольше определенного и достаточно короткого времени, рост доходов от экспорта сырья сопровождается снижением уровня жизни большинства населения этой страны. Причем происходит это в сочетании с рекордными темпами роста сверхприбылей экспортно-сырьевого бизнеса. По оценкам Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС), организаций ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и по промышленному развитию (ЮНИДО) по износу основных фондов в экономике, падению товарных объемов производства и уровня жизни 60 процентов населения, по темпам увеличения смертности населения, истощения природных ресурсов, включая сельхозугодья и лесные ресурсы, и роста экспорта всевозможного сырья 12 стран СНГ занимали лидирующие места в мире в 90-х годах именно во время проведения сеансов "шоковой терапии".
Успехи же "антишоковых" моделей связаны в первую очередь с тем, какую роль государство и правительство отводят в своей комплексной экономической политике росту уровня жизни населения, повышению его интеллекта, востребованности интеллектуальных способностей, роли малого и среднего производственного предпринимательства, стимулированию научно-технических исследований и своевременному внедрению их результатов. Важен и фактор долговременного распределения совокупного национального богатства, в том числе экспортных доходов в комплексной государственной политике. А по уровню пропорциональности распределения и использования такого богатства Россия пока входит в группу "экспортно-сырьевых" стран с максимальными диспропорциями.