Удовлетворены полученными результатами на этот раз оказались практически все. Свой успех одинаково праздновали и радикалы из партии Воислава Шешеля, и партии демократического блока, и местные специалисты-политологи, которым удалось достаточно точно предсказать вероятный расклад сил в новом парламенте Сербии. Да и обычные граждане, кажется, вздохнули свободнее, благополучно избежав новых кардинальных перемен.
И хотя официальные итоги парламентских выборов в Сербии будут объявлены лишь 25 января, даже на основе предварительных данных вырисовывается абсолютно ясная картина. Как заверяют местные специалисты, возможная погрешность в десятые доли процента на деле ничего не изменит.
Пока результаты выглядят следующим образом. По сведениям Республиканской избирательной комиссии, проголосовали 60,5 процента избирателей, что является весьма высоким и даже несколько неожиданным результатом. Двухмиллионное албанское население Косово традиционно бойкотировало выборы, однако на деле их голоса уже давно не учитываются при подсчетах.
Пятипроцентный барьер, который установлен на выборах в Народную скупщину, преодолели шесть крупных партий. При этом лидирует, как и ожидалось, Сербская радикальная партия (СРП) Воислава Шешеля, набравшая около 28,3 процента голосов.
Столь же предсказуемо на втором месте расположилась Демократическая партия (ДП) президента Сербии Бориса Тадича - 22,7 процента, а на третьем - коалиция Демократическая партия Сербии (ДПС) - Новая Сербия (НС) во главе с премьером Воиславом Коштуницей - 16,4 процента.
Места в парламенте обеспечили себе также партии "Г 17+" бывшего министра финансов Младжана Динкича (6,8 процентоа), Социалистическая партия Сербии (5,6 процента) и широкая коалиция либерал-демократов (5,3 процента). Из партий, представляющих интересы национальных меньшинств, в высший законодательный орган Сербии прошли венгры Воеводины, коалиция мусульманских партий Санджака, а также две цыганские партии, впервые принимавшие участие в выборах.
В итоге из 250 мест в новом парламенте Сербии радикалам достанутся 81, демократам президента Тадича - 65, коалиции премьера Коштуницы - 47 и социалистам - 16. Следовательно, даже будучи формальным победителем выборов, националисты не смогут набрать необходимых для формирования правительства 125 голосов и, как прежде, окажутся в оппозиции.
Потому столь уверенно прозвучали слова президента страны, назвавшего итоги выборов победой демократии и торжеством демократических сил Сербии. "Я думаю, демократические партии, а это проевропейские партии, создадут единый блок и получат парламентское большинство. Это вполне реально. Если у нас будет политическая воля, если мы разделяем одни и те же ценности, если у нас единые задачи, то мы сможем сформировать правительство", - без тени сомнения заявил Борис Тадич.
Теперь основная задача политиков демократического блока - как можно быстрее найти взаимные компромиссы, не рассорившись за столом переговоров. Согласно действующим законам правительство должно быть сформировано не позднее чем через 60 дней после первой сессии парламента нового созыва, которая, в свою очередь, должна состояться не позже 25 февраля. Таким образом, срок для формирования правительства истекает 25 апреля. Если до этой даты новый кабинет министров не будет сформирован, что весьма сомнительно, Сербию ждут новые выборы.
Итоги парламентских выборов в Сербии, а также перспективы формирования нового кабинета министров республики стали главными темами для обсуждения на встрече глав дипломатических ведомств стран Европейского союза в Брюсселе.
Между тем
И хотя каких-либо решений относительно дальнейшего сотрудничества ЕС с Сербией или судьбы Косово можно ждать не ранее февраля-марта, неизменно высокая поддержка в сербском обществе радикально националистических течений, возможно, предостережет Запад от поспешных и непродуманных шагов в отношении Белграда.