23.01.2007 03:55
Власть

Ингушские переселенцы не могут вернуться в свои дома

Вынужденные переселенцы не могут вернуться в свои дома
Текст:  Алена Ларина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4275)
Читать на сайте RG.RU

Будущим летом должна быть поставлена окончательная точка в том, что касается преодоления последствий осетино-ингушского конфликта 1992 года. По крайней мере с точки зрения официальной власти. Однако пока благие дела обрастают массой споров и конфликтов.

На сегодняшний день пострадавшими в результате тех событий считают себя 4500 ингушских семей, или более 18 тысяч человек (статус вынужденных переселенцев имеют около 11 тысяч). Именно такое количество заявлений на оказание господдержки поступило в Федеральную миграционную службу на 1 декабря прошлого года. Это был крайний срок приема заявлений от вынужденных переселенцев в соответствии с последними коррективами постановления правительства РФ 1998 года N 274, утвержденными 20 октября 2006 года.

Теперь в течение полугода - до первого июля - податели заявлений должны предоставить большой пакет документов, на основании которых ФМС примет решение об оказании им господдержки, то есть выделении средств на приобретение готового жилья, восстановление разрушенного и строительство нового, а также временное обустройство таких семей.

В судебном порядке бывшие жители Пригородного района и Владикавказа пытаются подтвердить право собственности на недвижимое имущество в Республике Северная Осетия - Алания, которое принадлежало им до осетино-ингушского конфликта.

Сложность в том, что большинство документов у многих пострадавших остались в брошенных ими домах и, соответственно, пропали. Далеко не во всех подобных случаях судебные органы иски пострадавших о матпомощи удовлетворяют.

Только перед новым годом в Федеральную миграционную службу по Республике Ингушетия обратились за правовой поддержкой в составлении гражданских исковых заявлений около 280 семей. Всего же, по мнению начальника межрегионального управления ФМС России во Владикавказе Владимира Нифонтова, примерно половина обратившихся за господдержкой должна будет обратиться в суд, чтобы собрать все необходимые документы для ее получения.

На сегодняшний день предоставить в межрегиональное управление ФМС России полный пакет документов из 4500 семей заявителей смогли пока только 458, причем 190 из них было отказано в господдержке, поскольку у кого-то из членов семьи, по данным проверки миграционной службы, есть постоянное жилье в России.

К примеру, если ребенку из семьи вынужденных переселенцев (а среди них немало многодетных) родственники подарили квартиру, то вся семья лишается права на компенсацию. По мнению руководителя Федеральной миграционной службы по РИ Кирилла Адзинова, регламентирующий это законодательный акт был написан почти 14 лет назад и не отвечает сегодняшним реалиям.

Как известно, функции по оказанию господдержки пострадавшим в результате трагедии 1992 года были переданы миграционным органам с весны 2005 года. До этого в Ингушетии и Осетии работали две президентские комиссии, рассматривавшие заявления граждан по выплате субсидий за разрушенное или утраченное жилье.

Как сообщил Владимир Нифонтов, большинство подавших заявления в ФМС хотят восстановить прежнее жилье.

Но есть так называемые "закрытые" для вынужденных переселенцев населенные пункты, к которым относятся Чернореченское, поселок Южный и другие, входящие в водоохранную зону Владикавказа, появившуюся в 1996 году.

Есть и другое, уже неофициальное объяснение, почему вынужденным переселенцам нельзя вернуться в свои подворья: по мнению представителей осетинских властей, для этого пока "не созрел морально-психологический климат", и возможны конфликты на межнациональной почве.

Большинство пострадавших считают такие аргументы неубедительными и заявляют, что нарушено их конституционное право жить там, где они хотят.

Алена Ларина

ВЛАДИКАВКАЗ

Регионы Соцзащита Ингушетия Северная Осетия Кубань. Северный Кавказ