23.01.2007 03:02
Экономика

Россия вспомнит госплановское прошлое

Чиновники не забыли свое госплановское прошлое
Текст:  ИТАР-ТАСС (фото) Юрий Прокопьев (Новосибирск)
Российская Бизнес-газета - : №0 (588)
Читать на сайте RG.RU

Теперь выдержать экзамен готовятся власти Новосибирской области. Близится к завершению работа над стратегией социально-экономического развития региона до 2025 года, областные власти уже представили основные прогнозные показатели на 2007-2009 годы.

По мнению академика Валерия Кулешова - директора Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН (этот институт выступает основным разработчиком стратегии), у Новосибирской области имеются вполне удовлетворительные стартовые условия для экономического роста, поэтому нет смысла рассматривать кризисные сценарии. Как полагает академик, к 2013-2015 году экономику области должны характеризовать такие цифры: объем валового регионального продукта превысит 500 миллиардов рублей (примерно вдвое больше, чем по итогам 2006 года), консолидированный бюджет превысит 100 миллиардов рублей (на 2007 год он запланирован в размере почти 60 миллиардов рублей). Существенно сократится финансовая зависимость региона от федерального центра. При таких размерах бюджета территория сможет самостоятельно реализовывать очень крупные инвестиционные проекты.

Что касается периода от 2013-2015-го до 2023-2025 годов, то здесь, по определению Кулешова, начинается "зона неопределенности", где экономический рост будет в большей степени зависеть от итогов реализации новых, пока еще не очевидных проектов. Однако общим результатом развития Новосибирской области к 2025 году должно стать существенное повышение доли региона в ВВП России - если сейчас область занимает по этому показателю 16-18-е место в стране, то к концу четверти века должна приблизитьcя к первой десятке российских регионов.

Будущее экономики Новосибирской области связано с определением региональных приоритетов и формированием конкурентоспособных территориально-отраслевых групп (кластеров). Сюда и должны направляться основные долгосрочные инвестиции.

Помимо долгосрочного планирования, с нынешнего года регион переходит на трехлетнюю систему финансово-хозяйственного планирования. В сентябре областной Совет депутатов наряду с проектами бюджета и плана социально-экономического развития области на 2007 год впервые получил основные параметры бюджетов 2008-го и 2009 годов, а также проект плана социально-экономического развития региона на ближайшие три года.

По словам первого вице-губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, за 2007-2009 годы ВРП области увеличится в 1,6 раза (за 2005-2006 годы валовый региональный продукт вырос на 18 процентов). Индекс промышленного производства за этот же период составит 125 процентов (в 2005-2006 годах он вырос на 16 процентов), а инвестиции в экономику области - не менее 190 миллиардов рублей. Только вложения в проект создания новосибирского технопарка исчисляются в три миллиарда рублей ежегодно.

Стоит отметить, что в отношении некоторых планов новосибирские власти умерили свои амбиции. Так, например, задачу довести объем консолидированного бюджета до 100 миллиардов рублей Виктор Толоконский поставил еще в 2004 году. Только тогда это планировалось сделать не к 2015 году, а в течение четырех ближайших лет. Фактически это значило бы для региона отказ от дотаций из федерального центра. Однако за последние годы федеральная финансовая помощь региону только росла - на 2007 год она запланирована в объеме, превышающем 7,5 миллиарда рублей, что почти на 20 процентов выше прошлогоднего показателя. Впрочем, о своих намерениях стать бюджетными донорами в разное время заявляли многие сибирские регионы, но до сих пор из 16 субъектов Сибирского федерального округа финансово самодостаточным остается только один Красноярский край.

Кроме того, в отношении ряда проектов Новосибирская область имеет конкурентов в лице соседних регионов. Так, практически все сибирские территории (особенно Кемеровская область и Красноярский край) намерены развивать электроэнергетику. В Томской области и Красноярском крае реализуются проекты по развитию инновационных и образовательных центров (в частности, в Красноярске создается Cибирский федеральный университет, а в Томской области - особая экономическая зона технико-внедренческого типа). Омская область и Красноярский край настроены на создание мультимодальных транспортных узлов. Акцентированные вложения в родственные отрасли соседних регионов могут негативно отразиться на привлечении финансовых и трудовых ресурсов.

Кроме того, представители регионального бизнеса считают, что для повышения конкурентоспособности экономики региона необходимо обеспечить отраслевые программы адекватными финансовыми ресурсами, добиться опережающего роста инвестиций по сравнению с ростом ВРП, создать систему внедрения перспективных разработок и изобретений в серийное производство и коммерциализации результатов научно-технических исследований. Необходимо также принять программы перспективного развития каждому крупному и среднему предприятию.

Тем временем власти строят все новые планы. В феврале новосибирский губернатор Виктор Толоконский обещает представить областному активу план развития области на 2007 год, который впервые будет составлен на основе предложений "снизу". Для этого все заместители губернатора и руководители органов исполнительной власти Новосибирской области подготовили свои годовые планы, в которых указаны не только основные задачи, но и ожидаемые результаты, а проект общего документа предполагается дополнительно обсудить в районных центрах региона.

Вместе с тем губернатор признает, что для реализации всех этих планов придется менять и систему управления. По мнению Виктора Толоконского, "управленческая эффективность неадекватна тем масштабам, объемам и возможностям, которыми мы располагаем".

- Если продолжать работать в традиционном режиме, развитие будет идти, но мы потеряем в качестве, а в стратегической перспективе потеряем и темп, - считает глава Новосибирской области. В качестве одной из мер, которые призваны стимулировать работу чиновников, станет материальное поощрение, которое руководители исполнительных органов власти смогут выплачивать своим сотрудникам без согласования с губернатором и областным финансовым управлением. Правда, единственная законная возможность для таких выплат в рамках утвержденного бюджета - сокращение штатов управленцев.

Макроэкономика