Напомним, что в минувшую пятницу "единороссы" Павел Воронин, Игорь Баринов и Владимир Семаго, а также член фракции "Народная воля - СЕПР - Патриоты России" Геннадий Селезнев и руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев внесли в Госдуму законопроект, который давал органам власти право отменять уже разрешенные публичные акции "при наличии достаточных сведений о готовящихся противоправных действиях", запрещал организацию и проведение митингов лицам, осужденным за преступления экстремистской направленности, и организациям, которым по этому поводу вынесено предостережение или предупреждение, расширял список запретных для публичных мероприятий мест, а также объявлял по случаю выборов месячный мораторий на митинги, шествия и пикеты. Авторы, услышав многоголосую критику, - даже спикер Борис Грызлов заявил, что не поддержит подобную инициативу - отозвали свой первоначальный вариант и вчера внесли законопроект заново, но уже без возмутившей общественность нормы, которая позволяла органам власти запрещать проведение массовых мероприятий за две недели до выборов и в течение двух недель после них.
Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов считает, что в таком виде законопроект уже можно обсуждать. И в публичной дискуссии выяснить, насколько правы депутаты, предлагая ужесточить требования к организации митингов, шествий и пикетов. Это, как подчеркнул Морозов, сугубо депутатская инициатива, фракция "Единая Россия" к ней не имеет никакого отношения. "Я готов поклясться на Библии, что эту тему мы не обсуждали ни в каком формате, - сказал он. - Однако применить инструментарий партийной дисциплины к тем депутатам, которые внесли законопроект, то есть заставить их отозвать его - мы не можем. Депутаты имеют право на свою точку зрения, и никто не должен лишать их этого права".
Однако Олег Морозов отвергает не все нормы законопроекта. Ему кажется вполне разумным предложение коллег предоставить органам власти возможность отменить проведение митинга или шествия, если появилась достоверная информация, что в мероприятии принимают участие экстремисты, которые несут угрозу безопасности людей. "Эта позиция не несет угрозы демократическим институтам и процедурам". Запрет публичных мероприятий в связи с выборами Морозов назвал "избыточным".
Впрочем, по словам Морозова, депутатская инициатива будет рассмотрена в весеннюю сессию и, возможно, принята.
Между тем Морозов не исключил, что в феврале придется еще раз "тронуть" избирательное законодательство. "Единороссы" считают, что в правке нуждаются нормы законопроекта, связанные с формированием Центральной избирательной комиссии. Действующий порядок, который предполагает, что от каждого депутатского объединения в состав ЦИК можно делегировать не более одного представителя, по мнению Морозова, является "анахронизмом". "Единая Россия" имеет 310 депутатских мандатов - конституционное большинство. Непонятно, почему наша фракция должна делиться с теми политическими силами, которые представлены в Госдуме, но практически не имеют шансов повторить свой успех на следующих парламентских выборах", - сказал вице-спикер. Более справедливым Морозов считает пропорциональный принцип формирования Центризбиркома.
Процедура ротации ЦИК уже началась. До 1 марта фракции и отдельные депутаты могут вносить предложения по кандидатурам в члены Центризбиркома.
Также вскоре каждый россиянин сможет узнать, чем занята избранная им или назначенная свыше власть. Получить нужные сведения в устной, письменной или электронной форме, в Интернете или на доске объявлений ему помогут законы, проекты которых правительство на днях внесло в Госдуму. Обещается открытость и доступность, своевременность и достоверность, свобода поиска, соблюдение прав и законных интересов в предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Желание гражданина узнать о деятельности своей власти должно быть удовлетворено в течение тридцати дней. А если это невозможно, человеку, который запросил информацию, в течение семи дней должны объяснить, по какой причине случилась отсрочка и какое время требуется для сбора нужных сведений. Оснований для отказа в предоставлении информации о деятельности органов власти немного. Отказать могут, если по запросу непонятно, чего же человек хочет знать. Или задав вопрос, гражданин не сподобился указать почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа. Ответа не может быть и в том случае, если запрос пошел не по адресу - в орган власти, да не тот, который владеет нужной информацией. Откажут в удовлетворении запроса, когда требуемые сведения о деятельности власти уже доступны - опубликованы в средствах массовой информации или размещены в информационно-телекоммуникационных сетях. Или напротив - "запрашиваемая информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится к информации, доступ к которой ограничен". Однако за информацию придется иногда и заплатить. Платить нужно будет тогда, когда человек или организация захотят получить сведения в большем объеме, чем это установлено правительством. И требуются расходы, связанные с изготовлением копий документов, и траты на почту, чтобы отправить информацию по адресу. Неправомерный отказ в предоставлении гражданину или организации информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, нарушение порядка и сроков предоставления информации или ее недостоверность будут наказываться штрафом в размере от 2000 до 3000 рублей.Такой же штраф грозит должностным лицам, если информация о деятельности органа власти вовремя не появляется в информационно-телекоммуникационных сетях, если сведения необоснованно причислили к государственной тайне и закрыли.