Участие в тренировках команды, которой руководишь, - не обязательное, но приятное и полезное для молодого наставника занятие, и Владимир Цыплаков использует эту возможность с нескрываемым удовольствием. Еще бы, всего-то год с небольшим назад классный нападающий, верой и правдой защищавший цвета клубов НХЛ "Лос-Анджелес кингз", "Баффало Сейбрс", а под занавес карьеры - российских "Ак Барса" и ЦСКА, и сам выходил на лед. Ныне же является одним из тренеров национальной, а также молодежной сборной Беларуси, недавно выступавшей на первенстве мира в Швеции.
- Владимир, получается, вы с Эдуардом Занковцом многофункциональные наставники: помогаете главному тренеру главной команды страны и самостоятельно работаете с "молодежкой"?..
- Да, это делается для поступательного развития, чтобы молодежная сборная продолжала линию национальной команды, было одно направление работы, один вектор.
- Выстраивается так называемый "институт сборных"?
- Да, можно сказать и так.
- Замена на капитанском мостике белорусской национальной дружины одного заокеанского специалиста другим на что-то существенно повлияла?
- Нет, ни на что не повлияла. И Хэнлон, и Фрэйзер - в общем-то тренеры одного плана и исповедуют один и тот же хоккей, никто не почувствовал заметных различий. Естественно, они сами по себе разные люди, но направление работы остается тем же. Поэтому все нормально. К тому же Хэнлон продолжает интересоваться и помогать сборной.
- Часто общаетесь?
- По Интернету и телефону. Он плотно работает, находит время, чтобы помогать сборной, но Фрэйзер справляется и сам. Естественно, тоже поддерживая связь с Хэнлоном, когда возникают вопросы, они давно знают друг друга.
- Вам самому переход от карьеры игрока к тренерской работе как дался?
- Очень тяжело. Это серьезный стресс. Только сейчас начинаю понемногу приходить в себя, а ведь прошел всего год или полтора. Теперь мне хорошо понятны ощущения многих атлетов, которые после ухода из большого спорта так и не нашли себя. Но все когда-то заканчивается, и привыкать к этому нужно, а жизнь продолжается. Естественно, тренерская работа очень помогла мне, потому что я остался в хоккее, а не ушел куда-то в другие сферы деятельности. Сейчас у меня все нормально.
- Вам в какой-то степени повезло с приглашением Хэнлона в его "команду"?
- Да, конечно, повезло в том плане, что к нам приехал специалист такого высокого класса и поделился богатым опытом, который самому пришлось бы нарабатывать годами. Для меня он стал настоящим учителем. Вот в этом повезло точно.
- Вы до Нового года побывали в Америке, если не ошибаюсь, в Калифорнии. С какой целью?
- Я посещаю семинары тренерские в рамках программы USA coach. На три из них уже слетал, следующий будет только весной. Поэтому если появится возможность, снова туда поеду.
- По окончании дается какой-то диплом?
- Да, обязательно. У меня уже есть сертификат третьей категории, а всего их шесть. Четвертую весной нужно лететь и подтверждать, потом пятую и шестую. Это программа под эгидой НХЛ, американская. Но иногда приезжают проводить семинары и канадские тренеры. Платить нужно, но деньги чисто символические.
- Которое из своих достижений считаете самым значимым?
- Естественно, все победы сборной на международных состязаниях.
- А среди них наверняка - викторию над сборной Швеции на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити? Спортивный мир был просто ошарашен этим известием...
- Да, белорусы отправили шведов домой без медалей. Хороший получился матч.
- Минувшие зимние Игры в Турине прошли без белорусской команды, а на ЧМ-2006 в Риге она выглядела очень достойно. Выходит, линия развития выбрана верно?
- Безусловно, линия верная, мы на правильном пути. Подрастает неплохая молодежь, сборная играет все более уверенно.
- Следующее первенство планеты состоится в Москве - почти в родных стенах...
- Мы уже побывали на месте будущих сражений, смотрели новый каток в Мытищах, где предстоит играть, гостиницу "Космос", в которой нас поселят, это пятнадцать минут езды на автобусе - все очень здорово. Остается только как следует подготовиться к турниру и не ударить в грязь лицом перед московскими болельщиками.
- Вас вообще, наверное, можно считать наполовину россиянином, наполовину белорусом.
- В большей степени все-таки белорусом: здесь моя семья, родители, друзья. Но много играл за российские клубы.
- И даже заканчивали карьеру в московском ЦСКА, а до этого неплохо поработали в казанском "Ак Барсе". Российская экстра-лига выдерживает сравнение с НХЛ?
- Российский хоккей, конечно, на подъеме. Страна традиционно богата и хоккейными талантами, и специалистами, общий уровень чемпионата заметно вырос. Но все равно, не секрет, что все сильнейшие игроки планеты, те же финны, шведы, чехи, россияне стремятся попасть за океан, в компанию к американцам и канадцам. НХЛ есть НХЛ.
- Последнее время много говорится на тему "внедрения" белорусского клуба в чемпионат России. Кто от этого может выиграть?
- Чтобы повышать уровень белорусского хоккея, это имеет смысл. Все мы помним времена СССР, когда еще наше минское "Динамо" выступало в союзной высшей лиге. Потом на протяжении почти десяти лет его игроки составляли костяк сборной Беларуси. Правда, я не знаю, как это повлияет на наш внутренний и очень неплохой чемпионат, который сейчас развивается бурными темпами. Не убавится ли интереса к нему? А с другой стороны, это будет суперклуб, попасть в который станут стремиться все игроки национального чемпионата.
- Владимир, если представить, что у Союзного государства была бы одна хоккейная сборная, она бы всех побеждала?
- Стопроцентно! Но мы и сами со временем будем всех побеждать. Есть такая установка.