В этом году российскому присутствию здесь исполняется 900 лет. Первый поход в Иерусалим совершил наш соотечественник игумен Даниил. Его записки о паломничестве, дошедшие до наших дней, сейчас считаются одним из первых письменных российских источников. В те времена паломничество было крайне рискованным: по статистике, из десяти паломников в Россию возвращался лишь один. Игумену повезло.
Шли века, и наши соотечественники обозначали присутствие России на Святой земле всеми силами. Примеров множество. Скажем, то, чего крестоносцы и сарацины Саладина добивались мечом и кровью, наш религиозный деятель Антонин Капустин смог осуществить миром. Наиболее известна его сделка по приобретению земель, на которых ныне располагается Горницкий женский монастырь. Ими очень интересовалась Франция, но в последний момент Капустин смог перебить сделку и выкупить землю, причем вполовину дешевле, чем предлагали французы. Наутро продавца нашли отравленным, а несостоявшийся французский покупатель Ратисборн так и прожил всю жизнь в Иерусалиме, с тоской глядя на красивейший русский храм. А перед смертью сказал, что и на том свете ему будет не хватать именно этой земли.
После 1917 года Россия едва не лишилась наследия, которое было накоплено ею здесь за сотни лет. Большевиков русские храмы и подворья не интересовали и потому оказались бесхозными. А после печально известной "апельсиновой" сделки Никиты Хрущева, по которой Израиль выкупил у нашей страны большинство храмов за 8 млн. долларов (они были оплачены по бартеру - апельсинами), русскими остались лишь два подворья.
А Горницкий женский монастырь и поныне остался за Россией среди тех двух не проданных в 60-х годах за апельсины храмов. Сейчас идут переговоры о возвращении России еще одного храма на Святой земле.