Здесь расследуются дела государственной важности и те, которые вызывают резонанс по всей стране. Все эти дела охраняет тайна следствия. Подробности громких дел глава Следственного комитета раскрыл для читателей "РГ".
Российская газета | Алексей Васильевич, Следственный комитет расследует уголовные дела, связанные с Пенсионным фондом и Фондом социального страхования. Громкие скандалы по этому поводу у всех на слуху, а о расследовании ничего не слышно. Можно для читателей "РГ" приоткрыть тайну?
Алексей Аничин | Уголовное дело, где фигурирует Фонд социального страхования, расследуется еще с октября позапрошлого года. Что удивительно, раньше пресса интереса к нему не проявляла. Есть некоммерческая организация "Фонд поддержки и развития здравниц и туризма", руководители которой подозреваются в похищении денег, выделенных некоторыми отделениями Фонда социального страхования.
Что касается Пенсионного фонда, то возбуждению уголовного дела предшествовала оперативная работа, в результате чего и были выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств. И для нас это - обычная, рядовая работа.
РГ | Подозреваемые по этим делам есть?
Аничин | Речь о предъявлении обвинений или аресте пока не идет. Соберем доказательства, тогда и будем приминать решение в отношении конкретных лиц.
РГ | Можно ли назвать хоть одно дело, когда строгая тайна следствия привела к убедительному успеху, помогла раскрыть масштабное преступление?
Аничин | Вы будете первыми, кто узнает, что наши сотрудники получили высокую оценку от европейских и американских коллег за то, что вычислили и посадили на скамью подсудимых организованную преступную группу, которая обворовывала западные банки на миллионы долларов.
По признанию помогавших нам сотрудников правоохранительных органов стран Восточной и Западной Европы, а также США, в мировой практике еще не было уголовных дел такого масштаба. Теперь общественность узнала о существовании нового клана преступников - кардеров, то есть людей, занимающихся изготовлением и сбытом поддельных платежных карт только после того, как прозвучал вердикт суда.
Недавно вынесен приговор семерым подсудимым - криминальная группа долгое время занималась изготовлением и сбытом поддельных банковских карт VISA, MasterCard, American Express. Подделки были весьма высокого качества. Продавались они как внутри России, так и за рубежом - в трех десятках государств. Ущерб банкам оценивается примерно в 2 миллиона долларов.
РГ | Никто точнее вас не скажет, сколько же в России коррупционеров. А сколько из них удалось поймать за руку?
Аничин | За десять лет число таких преступлений выросло в два раза и составляет примерно 110 тысяч.
Сложность не только в масштабности и латентности этой категории преступлений. Несмотря на все дискуссии, пока наши законы не дают определения понятию "коррупция". Поэтому на практике к таким преступлениям относят мошенничество и растрату с использованием служебного положения, взятки и служебный подлог, злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп, нецелевое расходование бюджетных средств и превышение должностных полномочий по коррупционным мотивам.
РГ | У вас есть свой рейтинг коррупции. На какие преступления чаще всего идут столоначальники рука об руку с коммерсантами?
Аничин | На первом месте - должностные хищения, на втором - служебный подлог. Третье-четвертое места делят взятки и злоупотребление должностными полномочиями.
РГ | Можете назвать наиболее характерные дела?
Аничин | Приговором Мурманского областного суда осужден А. Кисс - начальник отдела по организации продаж имущества в Мурманской области фонда федерального имущества. Получил взятку в 280 тысяч рублей от руководителей одной из мурманских фирм за заключение договоров о реализации бесхозного и конфискованного имущества. Итог - 7 лет и штраф в полмиллиона.
В суде дело гендиректора ООО "Жилищный центр Восточный". По распоряжению первого заместителя префекта Восточного административного округа Москвы он реализовывал расселяемые коммунальные квартиры. Были проданы 9 расселенных коммуналок на сумму свыше 8,5 миллиона рублей, из них 5 миллионов коммерсант похитил.
К слову, по результатам расследования комитет внес представление в префектуру Восточного административного округа. Был уволен начальник управления муниципального жилья округа, изменен принцип реализации коммуналок. Коммерческие организации теперь не привлекаются для такой работы.
РГ | Вам часто жалуются на подчиненных?
Аничин | В прошлом году было больше 4 тысяч обращений. В основном - на волокиту, необоснованное возбуждение либо прекращение уголовных дел. Жалуются на незаконный арест имущества, на меры пресечения, злоупотребления должностными полномочиями. Если проверка подтверждает - принимаем жесткие меры.
РГ | Ваше назначение многие СМИ связывали с началом перемен в силовых ведомствах. Что изменилось в работе Следственного комитета, чем он сегодня занят?
Аничин | У нас две основные функции: руководство работой органов предварительного следствия и расследование наиболее сложных преступлений международного характера, а также дел повышенной общественной опасности. Сегодня наши следователи расследуют уголовные дела по 70 процентам совершаемых в стране преступлений. А если взять экономические преступления, то почти все 90 процентов. Каждое второе дело - о бандитизме и контрабанде.За прошлый год, например, общее количество "наших" уголовных дел перевалило за 3 миллиона.
РГ | Большая цифра. Проблем с кадрами не возникает?
Аничин | Сегодня мы укомплектованы следователями почти на 98 процентов. К сожалению, велик отток квалифицированных кадров. Ежегодно увольняются по разным причинам порядка 7 тысяч следователей.