30.01.2007 02:00
Общество

Компьютерные игры помогут родителям в воспитании детей

Текст:  Марьяна Безруких (директор Института возрастной физиологии, академик РАО) Елена Новоселова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4281)
Читать на сайте RG.RU

Скорее всего, сын моих друзей играет в известную сетевую игру Dark Age of Camelot, в которую вовлечены швейцарцы, бельгийцы, французы, говорящие на французском канадцы, австралийцы. Известно, что даже устраиваются встречи игроков. Родителям пока удается отвоевывать у компьютера время на обязательные ежедневные страницы русской книги, на просмотр новых фильмов, минуты - на обед, какие-то занятия. Но это действительно борьба за ребенка, за его внимание к чему-то, кроме компьютера, за интерес к семье.

Для нас такие ситуации пока единичны. Стать настоящим геймером, играющим в сети, не так уж просто. Нужен не ограниченный временем и деньгами Интернет с хорошей скоростью, а это пока доступно не всем. Но отставание будет ликвидировано уже очень скоро. И сейчас за компьютером старшеклассники проводят до 20 часов в неделю. Причем ситуация развивается постепенно. Сначала родители довольны увлечением своего 6-8-летнего ребенка: занят, по улице не бегает. Годам к 12 возникает недовольство: "От компьютера не оторвать, уроки, спорт, музыка и т.п. уходят на второй план, играет...". Следующий этап развития событий я описала вначале.

В отечественных СМИ (а серьезных научных исследований пока по этой проблеме у нас нет), в обсуждениях специалистов, родителей, педагогов мнения противоречивы и порой диаметрально противоположны. Преобладает точка зрения медиков и психиатров, описывающих негативные последствия "наркотического" воздействия компьютера, пугающих возникновением зависимости, нарушения личностного развития и, конечно, списывающих на компьютерные игры рост жестокости, агрессии, повышение тревожности, трудностей общения. Безусловно, это возможные варианты включения компьютера в жизнь ребенка, но... это только один из вариантов.

Компьютер, и это доказано, может стать помощником взрослого, помочь в развитии ребенка, даже лечить. Самая простая видеоигра, соответствующая возрасту, формирует внимание, организацию деятельности, саморегуляцию, усидчивость, настойчивость. Игра за компьютером - это сложнейшая координация движений рук, зрительного восприятия и зрительной памяти, это анализ ситуации и процесс принятия решения. Хорошая игра может помочь ребенку преодолеть робость, сформировать коммуникативные навыки.

Зарубежные специалисты считают, что разумная игровая практика способствует развитию познавательных способностей детей, повышает коэффициент невербального интеллекта. Однако никто не сомневается, что успешная игра невозможна без усидчивости, терпения, анализа ошибок, поиска решений. Наши исследования показывают высокую корреляцию между успешностью школьного обучения и этими качествами. Есть еще одна задача развития, которую может помочь сформировать видеоигра - это задача адекватного реагирования на неопределенность. Именно высокая неопределенность, например на экзаменах, при тестировании, при вызове к доске, заставляет многих детей волноваться, забывая даже то, что хорошо знакомо и известно.

Позитивный эффект компьютерных игр французский детский психиатр Серж Тиссерон видит в формировании способности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, требованиям общества, правилам: "Раньше люди рождались и умирали в собственной деревне, в одной и той же обстановке, занимались одним и тем же ремеслом всю жизнь. Сегодня прежние ориентиры исчезли, от людей требуется большая профессиональная географическая и интеллектуальная лабильность". К сожалению, в процессе традиционного школьного обучения все эти задачи практически не решаются.

Мнения специалистов, изучающих влияние компьютеров на развитие детей, разделились. Одни выделяют минусы: отрывает от окружающего мира, способствует уходу в виртуальный квазимир, нарушает формирование абстрактного мышления, снижает или исключает потребность в чтении, формирует "клиповое сознание". При этом никто не исключает возможность получения большой и более разнообразной информации, но считают, что дается она в более структурированном, "упакованном" виде, не требующем развития творчества, воображения и даже отвращающая ребенка от других видов игр, от чтения, требующих активного воображения.

Тревогу бьют медики: совмещение даже 2-3-часовой ежедневной работы за компьютером с уроками, спортом возможно только за счет сна и прогулок на воздухе.

Исследования, которые в течение последних 50 лет ведутся в нашем институте, показывают, что это же самое началось в конце 60-х, когда во многих семьях появились телевизоры: 2-3 часа у телевизора были обычным явлением, а в 70-80-х ученики начальных классов смотрели телесериалы с тем же интересом и так же активно, как их бабушки. Сегодня компьютер просто вытеснил телевизор.

Сторонники положительного влияния развивающих компьютерных игр отстаивают позитивные эффекты. Заметим, речь идет не о любых играх, не о свободном блуждании ребенка по Интернету, а о действии развивающих игр при разумном ограничении времени. В то же время основные опасения родителей, педагогов, медиков относятся к неконтролируемому времяпрепровождению, неконтролируемому доступу к любым сайтам Интернета. Эти опасения небезосновательны. Значительная часть компьютерных игр - это жестокость, издевательства, убийства.

Скорее всего, следует согласиться с мнением американского исследователя Роуэлла Хьюсмана, который считает, что "дети, постоянно присутствующие при жестоких сценах по телевизору, не станут жестокими подростками все как один, так же, как не все, кто курит, обязательно умрут от рака. К этому прибавляются другие факторы. Но точно так же, как каждая сигарета прибавляет риск рака легких, каждое присутствие ребенка при сценах насилия увеличивает вероятность того, что он однажды поведет себя жестоко". В то же время следует признать, что компьютерные игры более активны, чем телефильмы: ведь играя, дети действуют, а не наблюдают, они идентифицируют себя с героем.

Уверена, что ребенок, живущий в атмосфере любви, доверия, понимания и дома, и в школе, воспримет компьютерную войну и компьютерных монстров так, как воспринимается насилие в традиционных для разных времен и народов играх в войну или рассказы "ужастиков или страшилок". Совершенно иным может быть восприятие и воздействие жестоких игр на детей озлобленных, страдающих от насилия и издевательств окружающих взрослых. В таких случаях игра может стать толчком к отмщению, которое так просто реализуется в игре.

Привожу очень простые и полезные советы родителям моих французских коллег Кристин Керделлан и Габриэль Грезийон, которые эффективны, когда компьютер только входит в жизнь ребенка и семьи:

1. В течение дня у ребенка должно быть время посидеть за компьютером. Ограниченное время! Но правила должны быть гибкими: ежедневное и еженедельное время, отведенное играм, не должно быть одним и тем же в учебный период и на каникулах.

2. Запретить жестокие игры.

3. Лучше поместить компьютер в свободном доступе в уголке гостиной или в общей зоне, где постоянно циркулируют взрослые. Нужно любой ценой избегать устанавливать его в детской.

Семья и дети