31.01.2007 04:54
Экономика

Росавиация озвучила "черный список" авиакомпаний

В Европе за задержки авиарейсов пассажирам платят от 250 до 600 евро за час. В России - 25 рублей
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4282)
Читать на сайте RG.RU
Вчера замглавы Росавиации Евгений Бачурин озвучил "черный список" авиакомпаний, по вине которых пассажиры чартерных рейсов провели часть новогодних каникул в "накопителях" российских и международных аэропортов.

Предупреждения за нарушения правил выполнения чартерных рейсов получили четыре авиакомпании - "ВИМ-Авиа", "Сибирь", "KrasAir" и "Башкортостан". В случае новых замечаний у них могут быть приостановлены свидетельства эксплуатантов, что, по сути, означает остановку работы.

Напомним, что едва начавшийся 2007 год уже стал рекордсменом по количеству задержанных российскими авиаперевозчиками чартерных рейсов. В канун Нового года около 60 рейсов российских авиакомпаний опоздали с вылетом на 4-6 часов. Две недели назад министр транспорта Игорь Левитин с металлом в голосе поручил Росавиации и Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) провести проверку выполнения авиакомпаниями их чартерных программ с 26 декабря 2006 года по 14 января 2007 года и наказать "злостных нарушителей".

Между тем, отвечая на вопросы журналистов, почему в стороне от сурового наказания осталась компания "Трансавиа", "забывшая" на 24 часа в египетском аэропорту Хургада 450 россиян, после чего, собственно, и разгорелся "чартерный" скандал, Бачурин заметил, что расследованием занимался Ространснадзор, у которого свои критерии оценки виновности. Выяснилось, однако, что главный критерий, по которому четыре авиакомпании были признаны злостными нарушителями, - это неисправное техническое состояние их самолетов. Именно "внезапные" поломки воздушных посудин становятся сегодня основными причинами задержек чартерных рейсов. Правда, когда техслужбы тормозят самолеты в родных аэропортах, это одно, а когда в зарубежных - это катастрофа. Ведь на чужбину надо доставить запчасти, оформить их на таможне либо найти резервный самолет, которого "быстро не найдешь". По словам Бачурина, если год назад чартерные рейсы задерживались в среднем всего на 2 часа, то в этом году сбои составили от 6 до 8 часов. При этом в отличие от Европы авиапассажиры, пользующиеся услугами чартерных рейсов российских авиакомпаний, практически бесправны. Как объяснил директор департамента госполитики в области гражданской авиации минтранса Геннадий Лощенов, в России авиакомпании вправе самостоятельно устанавливать правила перевозки пассажиров на основе устаревшего приказа советских времен. Не защищает права граждан и Воздушный кодекс. В случае задержки чартерного рейса граждане могут рассчитывать на денежную компенсацию из расчета двадцать пять рублей за час задержки (на регулярных рейсах уровень правовой защищенности пассажиров выше). Это означает, что за сутки ожидания в аэропорту Хургады пассажиры по закону могут рассчитывать лишь на 600 рублей компенсации. При том, когда в странах ЕС за час задержки перевозчики выкладывают от 250 до 600 евро штрафов. А единственным оправданием в задержке рейса является только погода. По словам Лощенова, сегодня минтранс совместно с минфином, представителями авиакомпаний, страховых компаний обсуждает возможность введения подобных выплат и в России. Правда, как подчеркнул чиновник, вряд ли до этого дело дойдет.

"Горячку здесь пороть мы не будем!" - заметил Геннадий Лощенов. Зато обнадежил, что минтранс уже подготовил новые федеральные правила по перевозке авиапассажиров, усиливающие защиту их интересов. Эти правила, с оптимизмом предположил чиновник, вступят в силу уже в этом году. Например, в случае задержки рейса авиакомпании будут обязаны разместить женщин с детьми до 12 лет в комнате матери и ребенка. В случае задержки до 2 часов - обеспечить пассажиров бесплатными прохладительными напитками, а до 4 часов - горячими обедами. Бесплатно людей должны будут кормить через каждые 6 часов простоя. Если же ожидание рейса затянется на 8 и более часов, то авиакомпания должна позаботиться о местах в гостиницах, организовать сохранность багажа, многое другое.

Кстати, одна из главных задач чиновников определить, кто несет конечную ответственность перед пассажиром - авиакомпания или туроператор. В новом законе о туристической деятельности, который вступит в силу летом 2007 года, этот нюанс не прописан. Но в минтрансе, сообщил Лощенов, подготовлено типовое соглашение между туристическими и авиакомпаниями, которое позволит разграничивать эту ответственность. "Люди должны знать, где и у кого искать правду в случае долгой задержки рейса", - подчеркнул позицию минтранса Лощенов.

Авиатранспорт