31.01.2007 02:50
Общество

Россияне разочаровались в Лукашенко и интеграции в СНГ

Текст:  Валерий Федоров (генеральный директор ВЦИОМ)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4282)
Читать на сайте RG.RU

Мы и наши "братья"

Разразившийся в конце декабря газовый конфликт между Россией и Белоруссией вызвал серьезный резонанс в российском обществе. Известно, что к Белоруссии у нас относятся традиционно благожелательно. Образ белорусов в нашем сознании наделен в основном положительными характеристиками: надежные, спокойные, аккуратные, порядочные. Белоруссия всегда воспринималась едва ли не как единственный союзник России. А ее президент был одним из самых популярных в нашей стране руководителей государств СНГ. Несмотря на это, результаты социологических опросов показывают, что в январском нефтегазовом конфликте большинство граждан России поддержало усилия ее руководства по переводу экономических отношений с Белоруссией на рыночные рельсы. Такие неожиданные для многих данные говорят о существенных изменениях в отношении россиян к идее интеграции бывших советских республик.

Распад СССР стал психологической травмой для значительного числа россиян. Люди, родившиеся в великой стране, в одночасье оказались гражданами слабого, несамостоятельного государства. Многие потеряли самоуважение, веру в себя. Поэтому призывы к интеграции на постсоветском пространстве рождали надежду на восстановление былого величия и получали широкую общественную поддержку. На уровне деклараций такая ситуация сохраняется. Однако чем дальше, тем больше граждане нашей страны убеждаются, что за этими красивыми словами не стоят серьезные дела. Складывается впечатление, что реальный смысл интеграционных процессов - стремление слабых и бедных бывших республик СССР эксплуатировать наши ресурсы. Выгоды же для себя от объединения россияне не чувствуют. Процесс разочарования в интеграционных инициативах идет довольно давно. Конфликт с Белоруссией, скорее всего, придаст ему новую динамику. Постепенно сформировался негативный стереотип, подобный тому, который существовал когда-то в СССР - "мы всех кормим". Только место наших друзей-нахлебников в развивающихся странах заняли бывшие советские республики.

Большинство россиян, как и прежде, высказывается за сближение с партнерами по СНГ. Но когда дело доходит до практики, эти же люди настроены на жесткую защиту собственных экономических и социальных интересов. Впервые это противоречие ярко проявилось год назад во время газового кризиса с Украиной. Тогда 75% опрошенных полагали, что Россия заняла правильную позицию в полном соответствии со своими национальными интересами. Только менее 15% эту позицию осуждали как эгоистическую и недальновидную. На вопрос, нужно ли продавать газ другим странам СНГ по рыночным ценам, более половины ответили положительно. В то же время порядка 23% согласны сделать исключения, но только для стран, безусловно дружественных России. То есть в России еще существует значительное число людей, готовых оплачивать политическую лояльность наших соседей. Но это мнение больше не является преобладающим.

Лукашенко без маски

Наши сограждане вообще мало интересуются тем, что происходит за пределами России. Однако к Белоруссии это относится в меньшей степени. Одна из причин - высокая популярность Лукашенко. Он стоит в ряду тех немногих иностранных политиков, которых россияне уважают, к чьему мнению прислушиваются. Кроме Лукашенко к таким политикам можно причислить только Назарбаева и отчасти Януковича.

Осенью прошлого года исследования ВЦИОМ зафиксировали, что Лукашенко вызывал уважение 19% опрошенных россиян, симпатии у 13%, разочарование у 5%, недоверие только у 8%. Россияне также считали, что Лукашенко ведет политику, не противоречащую национальным интересам нашей страны. Он наилучший для России белорусский руководитель и едва ли не единственный и самый верный ее союзник. Близость к народу, жесткость, дисциплина, порядок, настойчивость, ответственность, твердость - таковы позитивные элементы политического стиля Лукашенко, которые, по мнению россиян, неплохо было бы позаимствовать. В целом политика Лукашенко нравилась россиянам, особенно представителям старших возрастов, тем, для кого приоритетны справедливость и социальное равенство.

Но последние два года показали, что мы ощущаем определенное разочарование в Лукашенко. Негативные черты, за которые россияне критикуют Лукашенко, - это неразумная, по их мнению, антизападная изоляционистская позиция, стремление построить экономическое благополучие своей страны за счет российских нефти и газа, лицемерие по отношению к союзу с Россией - на словах - за, а на деле - против. Последние события, когда Лукашенко вдруг превратился в жесткого оппонента России, не прибавили ему популярности. Та часть россиян, которая и раньше смотрела на него с опаской, укрепляется в своем мнении, что этот человек заботится прежде всего о своей собственной выгоде. А в свете последних его выражений благодарности США и странам Европы за их "взвешенную позицию" в конфликте с Россией стала очевидна спекулятивность его антизападной риторики.

Оказалось, что у россиян есть серьезные вопросы по поводу строительства союзного с Белоруссией государства. Только 9% опрошенных ВЦИОМ в прошлом году считали, что процесс интеграции с Белоруссией идет успешно, еще 43% полагали, что он идет медленно и неэффективно; а 26% заявили, что он вообще зашел в тупик. Между тем жители России настроены на реальную интеграцию. Они хотели бы напрямую избирать президента союза, участвовать в референдуме по принятию конституции Союзного государства. Однако брать на содержание очередных "захребетников" наши люди не хотят.

Новый изоляционизм против имперских миражей

Россия - сегодня одна из самых изоляционистски настроенных стран СНГ. Порядка 1/3 россиян отвергает любые варианты интеграционных объединений с кем бы то ни было. А из тех, кто такие варианты рассматривают, около 20% хотели бы жить в восстановленном СССР. В основном это люди старшего возраста. Из оставшихся только примерно 20% хотели бы жить в союзе четырех стран: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Другие объединения, такие как СНГ или Евросоюз, еще менее популярны. Интересно, что доля тех, кто хочет жить только в своей собственной стране, в России выше, чем в трех других упомянутых государствах. Люди убеждены, что нужно жить в собственном доме, обустраивать его, не брать на себя лишнюю обузу. При таком прагматическом подходе возникают новые аргументы против интеграции, такие, например, как нежелание сталкиваться с конкуренцией трудовой силы из других стран СНГ - более дешевой и зачастую более квалифицированной, боязнь скупки наших предприятий и земли предпринимателями из постсоветских стран.

Суть нынешнего весьма сильного общественного настроя против интеграции: нам не следует ни в коем случае гнаться за миражами, верить в возрождение союза. Нужно мерить все собственным карманом. По мнению россиян, борьба за внешнеполитическое влияние не является сегодня актуальной задачей для нашей страны. России необходимо наращивать свой экономический потенциал. А интеграционные проекты с примесью альтруизма оставить до лучших времен.

Образ жизни Внешняя политика Позиция Социология