01.02.2007 02:00
Экономика

Камчатка: рост энерготарифов может "похоронить" сельское хозяйство

Качество жизни на полуострове зависит от цены киловатта
Текст:  Алексей Зорькин (Камчатская область)
Российская газета - Дальний Восток: №0 (4283)
Читать на сайте RG.RU

Последние 15 лет тарифы всегда были высокими и росли постоянно. Причина: инфляция, скачки цен на топливо... Особенно страдали изолированные энергоузлы - районы и населенные пункты, наиболее удаленные от областного центра (центральный энергоузел - ЦЭУ). Электроэнергия там всегда была в два раза дороже, поскольку вырабатывалась на дизельных электростанциях: рост цен на дизтопливо умножьте на транспортные расходы (его доставка на окраины области увеличивает цену еще на треть).

Политика выравнивания тарифов изолированных и центрального энергоузлов за счет областного бюджета позволяла держать тарифы по всей области на одном, более низком уровне.Например, в 2006 году средний тариф в ЦЭУ был пять рублей, а в одном из изолированных энергоузлов (Средне-Камчатском) - 10 рублей 57 копеек. Но бюджет снижал эту цену в два раза. Благодаря льготе для сельхозпредприятий вообще платили два рубля.

На 2007 год для Средне-Камчатского энергоузла тариф установлен в размере 12 рублей 59 копеек. Прибавьте к этому отмену компенсаций разницы в тарифах и льгот, которой порадовали местные власти. Таким образом, для селянина с периферии Камчатки тариф вырос в шесть раз. Для предприятий, которые работают в ЦЭУ, рост тарифа не такой болезненный - с двух до семи рублей, но все же ощутимый.

Губернатор Михаил Машковцев еще полгода назад заявил, что администрация будет сокращать субсидии и льготы за счет местного бюджета, поскольку минфин такую щедрость не одобряет и за нее наказывает, лишая область дополнительного финансирования.

В областном бюджете-2007 выравнивание тарифов предусмотрено только для населения, которому платить 2 рубля 70 копеек за киловатт-час. Простых камчатцев пожалели. Но аграрники, промышленники, коммерсанты, на которых ляжет все бремя нового тарифа, вправе поднять цены на свои товары и услуги. Поэтому в любом случае расплачиваться за все будет население. Вспомним, как отмена льгот на электроэнергию для производителей хлеба летом прошлого года вызвала рост цен на местную продукцию (с 15 до 20 рублей за буханку). А что ждет сейчас?

По предварительным оценкам розничные цены на молоко начнут расти от 55 рублей за литр, на мясо - от 300 рублей за килограмм, на яйца - от 60 рублей за десяток. Федерация проф­союзов Камчатки заявляет, что под угрозой продовольственная безопасность региона.

Гендиректор ОАО «Южные электрические сети Камчатки» (дочернее предприятие ОАО «Камчатскэнерго») Михаил Матве­ев уверен, что виноватых надо искать именно в администрации области: «Не берусь ее осуждать. Но я не ждал, что отмена льгот и политики выравнивания тарифов произойдет так резко. Считаю, это решение просто добьет остатки народного хозяйства в районах. Есть другие, более разумные решения. Сегодня потребление электроэнергии в изолированных и центральном энергоузлах - один к десяти. Если поднять тариф в ЦЭУ хотя бы на четыре копейки, за счет этого можно снизить его в изолированных энергоузлах».

Михаил Матвеев утверждает, что тарифы обоснованные и их рост вызван небывалым удорожанием топлива. Энергопредприятия из-за этого несут огромные убытки, которые вынуждены закладывать в тарифы следующего года, и все равно эти убытки не возмещаются.

Есть ли возможность уменьшить тариф, снизив, например, издержки, энергопотери? По словам Михаила Матвеева, работа в этом направлении ведется.

- Чем ниже потери, тем ниже должен быть тариф, - считает Михаил Ильич. - Их можно и нужно снижать. Но это большая, сложная работа: смена трансформаторов, обновление сетей, ремонты. Это требует значительных расходов, которые опять же придется включить в тариф.

Парадокс: борьба с технологическими потерями вместо снижения тарифа даст его рост! Замкнутый круг.

Обратимся к опыту прошлого. Когда-то, еще в советские времена, коллектив «Южных электросетей» строил и обслуживал дизельные электростанции на гораздо большей территории, чем сейчас, включая Корякию. Тогда на предприятии работали 130 человек. Речь, прежде всего, об управленческом аппарате. С тех пор зона ответственности предприятия сократилась почти в три раза, зато сотрудников стало примерно 200.Сегодня «Южные электросети Камчатки» - ОАО, самостоятельное юридическое лицо со всеми подобающими атрибутами, зарплатами, евроремонтами в главном офисе, пластиковыми окнами... Может, здесь оперативно найти издержки и эффективно их сократить?

Еще хотелось бы привести цифры, опубликованные на сайте «Камчатскэнерго». Рост тарифов в изолированных энергоузлах: в Усть-Камчатском районе по сравнению с прошлым годом он составил 25,7 процента. Споров нет. Район самый проблемный в этом отношении. Там - только дизельные электростанции. А привозное дизтопливо, как уже сказано и хорошо известно, дорогое.

В Соболевском энергоузле рост тарифа - 28,4 процента. А ведь там местный газ. В Средне-Камчатском энергоузле работает Быстринская ГЭС. При этом рост тарифа - 19,1 процента. В Алеутском энергоузле - ветряки, которые подарены датчанами и смонтированы за счет, в основном, областного бюджета. Там рост тарифа - 28,3 процента. Итак, газ наш, вода наша, ветер наш. И все равно тарифы летят вверх!

Остается добавить, что в областной структуре потребителей электрической и тепловой энергии сельское хозяйство составляет всего один процент. Если оно заплатит по полному тарифу, то в масштабах области и «Камчатскэнерго», а уж тем более РАО «ЕЭС России», это будут не очень большие деньги, которые особой роли ни для кого не сыграют. Зато они сыграют роковую роль в судьбе самого сельского хозяйства. Отдав их, оно просто рухнет.

Энергетика АПК Права человека Камчатский край Дальний Восток