Информационные агентства, ссылаясь на высокопоставленные иранские источники, сообщают о том, что в ядерном центре в Натанзе все же начался монтаж трех тысяч центрифуг, на которых урановое сырье будет практически в промышленных масштабах перерабатываться в топливо для атомных электростанций. До этого ранее уже были запущены два каскада из 164 центрифуг, что позволяло получать обогащенный уран, но, правда, в незначительных количествах.
Однако проблема состоит в том, что если в процессе обогащения концентрация урана всего на несколько процентов превысит уровень, необходимый для реакторного топлива, то в таком случае центрифуги будут уже производить "начинку" для ядерного оружия. Вот почему вопрос о контроле над степенью обогащения урана остается камнем преткновения в отношениях Тегерана с остальным миром.
Как известно, в конце декабря прошлого года Совет Безопасности ООН ввел против Ирана ограниченные санкции из-за его отказа приостановить обогащение урана. Реакция Тегерана была весьма болезненной. Там пригрозили приостановить сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), запретили въезд в страну 40 его инспекторам и не разрешили установить в ядерном центре в Натанзе телекамеры слежения. Кроме того, иранские власти собираются повезти большую группу гостей, прибывших на торжества по случаю дня революции, и инспекторов МАГАТЭ не в Натанзе, а в свой другой ядерный центр, расположенный значительно южнее в Исфахане.
Правда, Тегеран не перестает утверждать, что имеет полное право создавать собственную ядерную энергетику, и его ядерная программа носит исключительно мирный характер. А потому, как уверяют иранские власти, они не намерены свертывать сотрудничество с МАГАТЭ и предпринимать шаги, противоречащие Договору о нераспространении ядерного оружия.
Тем не менее все это не снимает озабоченности мирового сообщества. Характерно, что попытка Франции инициировать отмену санкций против Ирана была негативно встречена другими членами Совета Безопасности ООН, в том числе США и Россией. Посетивший на днях Иран секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов подтвердил право Ирана развивать собственную атомную энергетику, но под строгим международным контролем. В качестве примера он привел ситуацию с АЭС в Бушире, строительство которой с российской помощью близится к завершению. Президент России Владимир Путин также выразил надежду, что поездка Иванова поможет сблизить позиции Москвы и Тегерана и убедить иранских партнеров принять такие решения, которые разблокируют отношения между Ираном и МАГАТЭ и уберут любые подозрения международного сообщества о якобы имеющихся у Ирана планах создания ядерного оружия.
Очевидно, что время, выбранное Ираном для начала работ по установке трех тысяч центрифуг, выбрано не случайно. В пятницу в Вашингтоне прошла встреча "квартета" по ближневосточному урегулированию. На ней предполагалось распределить обязанности между членами "квартета" - США, Россией, Евросоюзом и ООН, чтобы вывести мирный процесс в регионе из тупика. Но, несомненно, на этой встрече, как и на двусторонних переговорах, глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров и госсекретарь США Кондолиза Райс затронут вопрос об иранской ядерной программе. Причем эта же тема несомненно будет поднята и во время беседы Лаврова с президентом США Джорджем Бушем.