05.02.2007 02:20
Общество

В Вене прошел Первый Московский бал

Первый Московский бал в столице Австрии не нуждался в рекламе
Текст:  Любовь Пятилетова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4286) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4287)
Читать на сайте RG.RU

"К сожалению, осенью мы опоздали заявиться в бальном календаре Вены, - призналась корреспонденту "РГ" Элизабет Смагина, представитель фирмы-организатора. - Но, как выяснилось, реклама и не была нужна. Все три последних дня мои сотрудники вынуждены были произносить одну и ту же фразу: к сожалению, билетов больше нет". Единственное, чем организаторы утешили оставшихся за бортом: записали их адреса в список участников следующего Московского бала в Вене. Получилось 300 имен.

Вену, которая испокон веков считается столицей балов, казалось бы, удивить трудно. Начиная с ноября и до самого поста перед Пасхой, балы тут проходят по два-три каждый день. По 300 в год! Каких только нет! Бал финансистов, учителей, трубочистов...Чуть ли не в каждом особняке по вечерам гремит музыка, и народ кружится в танце. И все же таким вниманием, какого удостоили москвичей, похвастаться могут немногие. Один Зал торжеств городской ратуши, весь в золоте, отведенный венскими властями под главное место действа, чего стоит. Да и открывали бал сразу два градоначальника - бургомистр Вены Михаэль Хойпль и мэр Москвы Юрий Лужков. Оба они уверены в одном: Московский бал теперь станет ежегодным в Вене, так же, как начиная с 2003 года стал Венский бал в Москве.

...И вот наконец зазвучал полонез Чайковского из оперы "Евгений Онегин". Закружились в белых платьях 33 дебютантки -москвички в возрасте от 17 до 23 лет с кавалерами в черных смокингах и бабочках. "Лишь три девушки приехали из Москвы со своими партнерами, - рассказал корреспонденту "РГ" Станислав Попов, главный танцмейстер Венского бала в Москве, руководивший танцевальной программой и в Вене. - Всем остальным нашли пару здесь же, в Вене. Но разве подумаешь, что у них для репетиции был всего день?"

Как отбирали дебютанток? "Если для участия в Венских балах в Москве отбор 80 пар шел из 300-400 претендентов, то в данном случае круг желающих поехать оказался намного уже", - честно признал Попов. И пояснил: расходы на поездку в Вену дебютанты должны были оплачивать сами, что по карману далеко не каждому - с проездом и проживанием требуется минимум тысяча долларов. Поэтому большая часть дебютанток оказались из числа так называемой "золотой молодежи" - дети банкиров, крупных менеджеров страховых компаний, предпринимателей.

Но были среди них и "золушки", которые для того, чтобы осуществить свою мечту и попасть на самый настоящий бал в Вену, целых полгода не только оттачивали танцевальные па, но и зарабатывали деньги на поездку. "Мы живем с мамой вдвоем, и, чтобы не напрягать ее дополнительными расходами, я заработала 20 тысяч рублей, устраивая дегустации в супермаркетах", - поделилась, например, с корреспондентом "РГ" одна из юных москвичек. - "А как же платье, оно ведь тоже стоит немалых денег?" - поинтересовалась я у нее. - "Вы только никому не говорите, но мне оно обошлось всего в 5 тысяч рублей - эскиз я нарисовала сама, а сшила в ателье по соседству с домом". - "Чем же так влекла Вена?" - "Очень хочется танцевать!" - с непосредственностью молодости объяснила девушка. - А еще послушать Венскую оперу".

Впрочем, стремление к мечте, красоте объединяло всех дебютантов независимо от того, были они в нарядах от Валентино или купленных на соседнем рынке. По крайней мере именно так объяснил свое появление на балу и внук первого российского президента студент Государственного университета управления Ваня Окулов, которого поехать в Вену уговорила однокурсница, 18-летняя Маша Болонникова. "Мне так хотелось попасть в сказку, почувствовать другой век, другое настроение, скользить и скользить по паркету, - признался он. - И это случилось".

Недолго дебютанты оставались одни на танцплощадке. Вскоре в их ряды влились гости. И, глядя, как кружатся пары, трудно было поверить, что еще в восемнадцатом веке вальс считался в Вене слишком эротичным для приличных вечеров. Формальное одобрение он получил лишь после того, как дирижером танцевальной музыки императорского двора был назначен дирижер и композитор Иоганн Штраус - отец будущего короля вальсов. Вот и Юрий Лужков не устоял - пригласил на тур жену Елену Батурину в красивом черном платье, украшенном вологодскими кружевами. "Ну а дочек когда на бал вывезете? - поинтересовалась корреспондент "РГ" у мэра. - Ехать никуда не придется, - засмеялся Юрий Михайлович. - 8 июня пойдем с дочками на Венский бал дома, в Москве".

Скептики же тем временем осуждающе шептались по углам: в Вене на балах есть не принято, а тут гости сидят за столиками и разносолы им подают прямо в танцевальный зал. Элизабет Смагина, которую корреспондент "РГ" попросила прокомментировать отступление от принятых правил, большого греха в этом не видит: "Венцы, прежде чем пойти на бал, ужинают в ресторане. Но они же дома, а москвичам было бы глупо в чужом городе идти поесть в одно место, а затем танцевать - в другое".

В любом случае московские повара со своей стряпней лицом в грязь не ударили. По общему признанию, поданные ими сельдь натуральная с картофелем, блины с икрой, вяленая оленина, салат столичный и холодец говяжий на закуску были в миниатюрных порциях, но зато отменного вкуса. Да и телятина с кубанским соусом и грибами оказалась хороша.

А если вспомнить, что за это угощение в главном зале гости выложили по 490 евро, в то время как студенческие билеты стоили по 39 евро, а билеты для простых горожан, к услугам которых был буфет тоже с русской кухней, но за дополнительную плату - по 139 евро, то наверное, ради этого можно было и потрудиться. Тем более что, как "РГ" уже сообщала, 40 тысяч евро, собранных от проведения Первого Московского бала в Вене, решено направить на нужды детских учреждений в Москве.

Образ жизни Культурный обмен Австрия