Перспективы района во многом связаны с развитием туризма на Байкале и созданием особой экономической зоны в поселке Листвянка. Общий объем финансирования ОЭЗ до 2026 года ориентировочно составит 15,04 миллиарда рублей, треть из которых - средства федерального, областного и местного бюджетов. На государственные деньги будет модернизирована инфраструктура (автодороги, коммуникации, коммунальное хозяйство). Также будут возведены гостиницы, спортивно-оздоровительный комплекс, подвесная канатная дорога, аквапарк, развлекательно-культурные объекты и др. Предполагается, что поток туристов возрастет до 1 миллиона человек в год.
Еще один амбициозный проект, который намерена реализовать администрация Иркутской области, - объединение Иркутска, Ангарска и Шелехова с прилегающими районами в агломерацию. Сельским районам при этом отводится роль житниц, которые будут снабжать продовольствием и объединенный мегаполис, и особую туристическую зону со всеми приезжими.
Только на какой земле будут крестьяне взращивать урожаи и разводить племенные стада, если в том же Иркутском районе все больше земель отводится не фермерам, не частным хозяйствам, а дачным кооперативам, которые перепродают эти земли?
18 октября 2006 года автономная некоммерческая экологическая организация "Гражданская инициатива" обратилась в прокуратуру Иркутского района с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении главы Иркутского района Сергея Зубарева. Из заявления следует, что при распоряжении земельными участками на 15-м километре Байкальского тракта мэр, по мнению юристов "Гражданской инициативы", допустил ряд грубых нарушений российского законодательства.
Из материалов проверки, осуществленной ОБЭП Иркутского РОВД, следует, что 34 гектара земли на берегу Бурдаковского залива, ранее находившейся в оперативном управлении Государственного научного учреждения "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" СО РАСХН, были переданы Иркутскому району на основании их непригодности для сельскохозяйственных нужд. Они поступили в фонд перераспределения земель и были разделены на участки различной площади.
Как пишет в своей жалобе "Гражданская инициатива", один из участков площадью 14 гектаров мэр С. Зубарев реализует на торгах дачным партнерствам "Прибой", "Дарья" и "Рыбачий", в которых числится 28 человек. Получается, что на каждого члена приходится по полгектара земли - 50 соток, в то время как в среднем по области выделяется по 10-15 соток на человека. Из договоров купли-продажи, заключенных администрацией с дачными партнерствами, видно, что стоимость одной сотки земли по Байкальскому тракту стоит всего 3,5 тысячи рублей. В то время как кадастровая стоимость земель, находящихся неподалеку, определена в пределах 9772 рублей за одну сотку.
Помимо этого "Гражданская инициатива" утверждает, что, несмотря на обязанность районной администрации через СМИ проинформировать население о высвобождающемся земельном фонде, а также о предстоящих торгах, подобной информации опубликовано не было.
Несмотря на обращения "Гражданской инициативы", оперуполномоченный ОБЭП Иркутского РОВД вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела против С. Зубарева и других лиц. 26 октября прокурор Иркутского района А. Татаровский отправляет материал на дополнительную проверку. 20 ноября ОБЭП вновь отказывает в возбуждении уголовного дела, а 21 декабря прокурор А. Татаровский отменяет постановление, вынесенное майором Буравцовым, и отправляет материалы на еще одну дополнительную проверку. 27 декабря, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ, материалы направлены в прокуратуру Иркутского района для дополнительной проверки.
"Гражданская инициатива" направила заявление по изложенному эпизоду также в адрес Генерального прокурора РФ Ю. Чайки, прокурора Иркутской области А. Мерзлякова, а также секретаря Общественной палаты РФ Е. Велихова.
Параллельно с этим юристы общественной организации направляют Генпрокурору РФ и прокурору Иркутской области еще одно заявление о возбуждении уголовного дела, но уже по другому случаю. На сей раз дело касается передачи в аренду земель, находящихся в водоохранной зоне Иркутского водохранилища.
По данным "Гражданской инициативы", земельный участок был передан в аренду некоммерческой организации "Фонд поддержки правоохранительных органов "Каскад". Иркутский районный суд признал незаконность постановления главы администрации Иркутского района, о чем судья О. Коткина сообщила "Гражданской инициативе" 18 января 2007 года. По мнению АНЭО "Гражданская инициатива", вырубка леса в деревне Новогрудинино вполне может оказать свое негативное воздействие на почвенный слой и состояние питьевой воды в Иркутском водохранилище, откуда берется вода для нужд горожан.
Между тем привлекательность территории вокруг Байкала растет с каждым днем: в ближайшее время начнется работа по созданию агломерации Иркутск - Ангарск - Шелехов. Для города-миллионника потребуется соответствующая продовольственная база, которую нужно готовить уже сейчас. Готов ли Иркутский район стать продовольственным поясом восточносибирского мегаполиса?
Это раньше район славился своим сельским хозяйством, бесперебойно снабжая иркутян свежими продуктами: мясом, молоком, яйцами, овощами. Здесь работали такие гиганты аграрного сектора, как Карлукская и Мельниковская птицефабрики, учхоз "Оекский", совхозы "Путь Ильича" и "Кайский" и др. Сегодня на месте ранее процветающих хозяйств одни руины, вместо плодородных пашен - поля, зарастающие лесом, вместо крепких крестьянских деревень - коттеджные поселки.
Также Иркутский район станет местом отдыха огромного количества туристов и местных жителей - для этого создается Особая экономическая зона, а земельные участки, проходящие через третьи руки, в пределах этой территории уже стоят немыслимые деньги.
В связи с этим обеспокоенность общественности по поводу дальнейшей судьбы Иркутского района вполне можно понять: люди должны знать о своих перспективах на будущее, должны быть информированы о действиях местной власти и защищены от обмана.
Остается только предполагать, как будут развиваться события, когда в район начнут поступать многомиллиардные финансовые средства из федерального бюджета и от частных инвесторов для осуществления проектов по агломерации и Особой экономической зоне.