Как уже отмечала "Российская бизнес-газета", законопроект о Центральном депозитарии (ЦД) затрагивает широкий круг интересов как профучастников финансового рынка, так и бизнеса в целом. По условиям создания Центрального депозитария основной целью будет являться возможность сконцентрировать ликвидность по ценным бумагам в одном расчетном депозитарии, чтобы все биржевые сделки проводились через эту структуру.
В то же время ожидается, что создание Центрального депозитария повысит прозрачность рынка и приведет к ускорению проведения сделок на нем. Кстати, немаловажно и то, что такой орган, востребован со стороны иностранных инвесторов, поскольку иностранные регуляторы требуют от своих инвесторов учитывать активы и совершать операции только на тех рынках, где есть ЦД. Отметим, что ранее глава ФСФР Олег Вьюгин акцентировал внимание на то, что без построения Центрального депозитария российский рынок не может быть признан регулируемым.
Однако, судя по всему, в ЦД будут сконцентрированы расчеты и учет прав по ценным бумагам, то есть все риски концентрируются в одной организации. В свою очередь, ФСФР считает, что поскольку Центральный депозитарий будет под неусыпным вниманием регулятора, то возможность злоупотреблений будет сведена к минимуму. К тому же Олег Вьюгин еще в конце прошлого года заявил, что в феврале 2007 года ФСФР издаст нормативный акт, который существенно ограничит деятельность организаторов IPO, поскольку, по мнению сотрудников ФСФР, организаторы IPO манипулируют ценами размещения.
Что касается закона об инсайде, то это особый разговор. Закон уже достаточно продолжительное время никак не может быть принят, и причины, задерживающие его принятие этого закона, довольно серьезные. Сейчас сделки с использованием инсайдерской информации совершаются фактически безнаказанно. Соответственно и влиятельных противников законопроекта более чем достаточно.
Теперь же, как отмечает Прайм-ТАСС, по словам Владислава Стрельцова, законопроект о злоупотреблениях (об инсайде и манипуляциях) прошел все стадии согласования и сейчас находится на заключении в минюсте перед внесением в правительство. "Мы близко подошли к решению и вопроса о Центральном депозитарии. Было совещание по этому законопроекту с министерствами и ведомствами, по итогам которого составлена таблица разногласий, где остались последние неурегулированные вопросы. Нам предстоит еще обсудить его на правительственной комиссии, но объективно разногласий уже не- много", - сказал он.
Согласно новому законопроекту (об инсайде и манипуляциях), финансовый регулятор может получить право обращаться к любому физлицу с требованием письменных разъяснений в случае возникновения подозрения в совершении им сделок с использованием инсайдерской информации. А если дело касается чиновника, то можно будет смело обращаться к его руководству.
Еще одной новой инициативой ФСФР России стало то, что ФСФР исключит в ближайшее время из регулирования по маржинальной торговле понятие "квалифицированный инвестор". Как заявил Владислав Стрельцов, введение этого понятия "было правильным решением, но оно оказалось преждевременным". "Практика показала, что брокеры просто "рисуют на бумаге" квалифицированных инвесторов. Как мера, реально останавливающая сознательные нарушения, она неэффективна, это больше направлено на сознательного брокера, думающего о долгосрочных перспективах своего бизнеса. У нас же пока таких мало. Мы приняли решение убрать это регулирование как избыточное", - добавил он. Правда, говоря о регулировании деятельности ПИФов, заместитель главы ФСФР отметил, что именно здесь институт "квалифицированного инвестора" будет введен.
После внесения изменений в положение ФСФР по маржинальной торговле, исключающих из регулирования "квалифицированных инвесторов", по словам Владислава Стрельцова, брокеры смогут осуществлять операции маржинального кредитования с повышенным плечом один к трем с любым инвестором.
Кроме того, ФСФР ведет разработку схем внутриброкерского кредитования. По словам Владислава Стрельцова, как только на фондовом рынке будут внедрены нормы пруденциального надзора, ФСФР введет эти схемы. Причем нормы пруденциального надзора будут внедрены вместе с нормативными актами, которые ФСФР разработает в дополнение к федеральному закону о пруденциальном надзоре. "Когда определенные нормы пруденциального надзора будут введены, это даст нам возможность дать новые опции брокерам. Потому что если банк оперирует деньгами клиентов и может, используя ссудный счет, выдавать кредиты за счет привлеченных средств вкладчиков, где-то близко должен быть и брокер", - сказал Владислав Стрельцов.
ФСФР считает, отмечает Прайм-ТАСС, что крупный брокер - это инвестиционный банк, который должен осуществлять клиринговую деятельность, кредитовать, открывать клиентам ссудные счета, счета до востребования. "Если у него есть клиентские бумаги, он должен иметь счета до востребования, счета с каким-то сроком и иметь возможность формировать ссудные счета для того, чтобы правильно оперировать своей ликвидностью. Можно внутри брокера вести клиентские счета и сделать единый фонд поддержания ликвидности", - резюмировал Владислав Стрельцов.