06.02.2007 04:30
Власть

Комиссар ЕС от Эстонии: Коррупция - это не болезнь

считает еврокомиссар Сийм Каллас
Текст:  Наталья Табунова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4287)
Читать на сайте RG.RU

Комиссар ЕС от Эстонии Сийм Каллас, отвечающий в Европейской комиссии за административные вопросы, аудит и борьбу со злоупотреблениями, заявил в интервью "РГ", что сотрудничество между антикоррупционными ведомствами ЕС и России практически отсутствует.

Российская газета | Как вы оцениваете общий уровень коррупции в ЕС?

Сийм Каллас | В коррупционном индексе 2006 года, составленном "Трансперенси Интернешнл", 16 стран ЕС, включая Эстонию, попали в тридцатку наименее коррумпированных государств. Но это отнюдь не означает, что можно расслабиться в борьбе с мошенничеством и коррупцией. Опрос общественного мнения "Евробарометра", опубликованный в начале года, показывает, что большинство граждан ЕС по-прежнему считают коррупцию одной из крупнейших проблем союза.

РГ | Как ЕС борется с коррупцией? Какие методы и ноу-хау борьбы с этим феноменом вы могли бы рекомендовать России?

Каллас | Очень важна личная честность, а также разработки и применение высоких этических и профессиональных стандартов для госслужащих и официальных лиц. Политики должны открыто объявлять о своих доходах, как это, например, делается в Эстонии. Они должны быть открыты для эффективного мониторинга со стороны общества.

Вся ответственность за расходование бюджета ЕС лежит на Еврокомиссии. Менеджеры программ и проектов ЕС контролируют расходование средств. Руководители высшего звена стран - членов ЕС обязаны отчитываться за состояние вверенных им фондов. Эта практика подкрепляется независимыми аудиторскими проверками на всех уровнях.

Система контроля поддерживается законодательной базой. В случае обнаружения фактов мошенничества и коррупции ими занимаются следственные органы. Поскольку большинство средств расходуется на программы в государствах ЕС и в третьих странах, важно, чтобы Еврокомиcсия и эти страны эффективно сотрудничали.

Важным для предотвращения коррупции является также прозрачность механизмов распределения средств и их получателей. Кроме того, у нас есть анонимные линии доверия, позволяющие гражданам поделиться своей озабоченностью.

РГ | Существует ли сотрудничество между антикоррупционными ведомствами России и ЕС? Является ли оно, на ваш взгляд, необходимым?

Каллас | Мы приветствуем любое сотрудничество. Преступники должны знать, что возмездие не заканчивается на границах отдельных государств или юрисдикций различных следственных, судебных и правоохранительных ведомств. Еврокомиссия развивает сотрудничество с международными организациями, например такими, как Всемирная таможенная организация и Интерпол, а также с другими странами, не входящими в ЕС.

Положительный пример сотрудничества с Россией наблюдается пока что в очень узком секторе: Еврокомиссия и Россия обмениваются информацией в области экспорта мяса. Мы надеемся, что этот положительный опыт ляжет в основу сотрудничества и в других областях.

РГ | Вы занимали многочисленные высокопоставленные должности в Эстонии. Интересно ли вам сейчас работать в Брюсселе? С какими трудностями вы сталкиваетесь?

Каллас | Моя теперешняя работа в качестве вице-президента Еврокомиссии и вправду очень интересна. Хочется смотреть на вещи совсем с другой стороны. Масштаб работы совсем другой. Ведь приходится заниматься глобальными вопросами. Учишься понимать интересы других государств, сложную структуру международных организаций. Без такого понимания невозможно решать те громадные вопросы, которые стоят на повестке дня. Так что моя работа очень интересна - в ней есть и плюсы, и проблемы.

По поводу своего будущего я совсем не задумываюсь. В качестве члена Еврокомиссии, отвечающего за администрацию, борьбу с мошенничеством и аудит, я полностью отдаюсь работе по поддержанию высокого уровня управления комиссией, его постоянного улучшения, прозрачности и эффективности.

РГ | Как вы считаете, коррупция - это болезнь цивилизаций или естественное проявление человеческой сущности? Сможем ли победить в борьбе с этим феноменом?

Каллас | Считать коррупцию "болезнью", на мой взгляд, значит придумывать оправдание тому, чему оправдания быть не может. Коррупция - это преступление, которое требует четкого противодействия. Комиссия не терпит никаких проявлений коррупции.

Кстати

Еврокомиссар Сийм Каллас отказался прокомментировать "Российской газете" тот факт, что его партия инициировала и активно поддерживает принятие закона, позволяющего снос памятника советским воинам в центре Таллина. Он также не дал оценку нынешним отношениям между Россией и Эстонией. "Я работаю в Еврокомиссии. Это наднациональный орган, который не занимается вопросами отношений между странами", - заявил Каллас.

Внешняя политика Эстония Должностные преступления Европейский союз