06.02.2007 03:57
Экономика

Гипермаркеты вытесняют с рынка лавочки и палатки

Минэкономразвития пытается ограничить экспансию торговых сетей
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №0 (590)
Читать на сайте RG.RU

Это, безусловно, очень хороший показатель. Но настораживает тот факт, что розница в последнее время развивается несколько однобоко, в основном за счет роста доли крупных торговых сетей. Гипермаркеты постепенно вытесняют с рынка привычные магазины, магазинчики и лавочки, которые находятся в непосредственной близости от покупателя. Таким образом малый бизнес вымывается с рынка.

Минэкономразвития еще в прошлом году обратило внимание на создавшуюся в рознице ситуацию. Теперь же Экспертный совет при министерстве в феврале намерен рассмотреть законопроект, призванный упорядочить развитие розничной торговли. По мнению разработчиков, этот документ предусматривает ряд мер, направленных на поддержку малого бизнеса в потребительской сфере, в частности, в нем предлагается сократить часы работы крупных торговых сетей.

Саму идею первым озвучил министр Герман Греф в мае 2006 года на заседании правительства. Министр предложил запретить работу крупных супермаркетов после 18 или 19 часов, а разрешение на торговлю в эти часы выдавать только небольшим магазинам. Кроме того, Герман Греф посчитал необходимым ввести запрет на размещение торговых сетей в городах с населением менее 40 тысяч человек. Однако при этом он оговорился, что его ведомство всего лишь изучает зарубежный опыт в этом вопросе.

Представители малого бизнеса ограничение работы гипермаркетов оценивают положительно. "В Германии и других странах такое практикуется, после полудня в субботу гипермаркеты закрыты", - говорит председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.

Однако, по его словам, поддерживать малый бизнес нужно, не только путем ограничения торговых сетей, но и путем поддержки мелкорозничной торговли.

Аналитики розничного рынка, однако, полагают, что проект может нарушить негласный принцип торговли - покупатель всегда прав. Люди должны иметь возможность всегда покупать что им нужно и где им хочется, а любые запретные меры могут рассматриваться как нарушение прав потребителей.

Пример Германии - это, конечно, серьезный аргумент, но там по субботам вообще не принято делать покупки, а мелких продуктовых магазинов в центре городов днем с огнем не найдешь. В Англии и Италии никаких ограничений нет, а лавочники все равно процветают, потому что думают не только о том, как повыше поднять цены, и умело пользуются налоговыми льготами. Впрочем, у торговых сетей достаточно сил, чтобы самим защитить себя, так что дальнейшее прохождение законопроекта весьма проблематично. С другой стороны, власти регионов, например Москвы, неоднократно заявляли, что обеспечат развитие малого торгового бизнеса вне зависимости от экспансии торговых сетей (подробнее см. "Российскую бизнес-газету" от 21 и 28 ноября 2006 года).

Товары и цены