Первая биеннале состоялась, как и положено, два года назад, в снежную зиму 2005 года. На ее зрителей, особенно иностранных, особое впечатление произвел факт размещения основной экспозиции в Музее Ленина. В этот раз удивить подобным будет сложнее. Как заметил комиссар Второй биеннале Иосиф Бакштейн: "Организация второго мероприятия всегда рискованнее первого". Кстати, именно поэтому Роскультура, курирующая проект, поставила условие, что, невзирая на результаты, кураторы первого форума останутся работать и на втором.
Итак, весь фестиваль, как и тогда, разделен на две части. Основной проект с иностранными кураторами, с одной стороны, и множество специальных проектов как форма презентации современного русского искусства, с другой. Как уверяют организаторы, вторые больше всего интересуют иностранцев, желающих разгадать "тайну России".
Основной проект, включающий пять выставок, развернется на двух площадках, одна другой неожиданней. Первое место экспозиции - ЦУМ до сдачи в эксплуатацию после реконструкции. Но не в основном здании, а в новой пристройке со стороны Кузнецкого моста. В пустых помещениях четвертого этажа выставят американских художников. Проект "Неопределенные Соединенные Штаты" включит два с половиной десятка видеоинсталляций.
Еще четыре больших проекта разместятся в "надцатых" этажах башни "Федерация" в деловом центре Москва-Сити. Причем одним из самых заметных "экспонатов" будет рекламный баннер II Биеннале, который развесят между 25-м и 32-м этажами башни.
Специальные проекты грандиозного смотра разместятся на двух с половиной выставочных и музейных площадках по всей Москве. Во время открытия выставок с 28 февраля по 4 марта специальные автобусы с прессой и гостями будут с утра до ночи разъезжать по Москве, знакомя со старыми и новыми выставочными площадками - от Винзавода на Курской и нового помещения фонда "Екатерина" до ГЦСИ, ЦДХ, Третьяковки, Музея архитектуры, Московского музея современного искусства, крупнейших столичных галерей и так далее. А в башню "Федерация" проще всего будет добраться на метро до станции "Международная", выход из которой как раз рядом.
Если Первая Биеннале прошла под знаком выяснения отношений с историей, - чего стоили авангардные выставки в здании Музея вождя пролетариата, то нынешней явно суждена творческая разборка с новостройками. В общем, это характерно для современного искусства - первыми являться в новые или неухоженные, или заброшенные здания и районы, привлекая туда молодую публику, повышая цену на недвижимость, и - двигаться дальше. Именно так в Нью-Йорке произошло оживление районов Гринвич Виллидж, откуда артистические ателье и галереи двинулись в Сохо, а потом в Челси. То же происходит и у нас. Только, как уверяют кураторы, растет цена имиджу всей России - в глазах иностранцев, а также нового поколения самих русских. Уже первая биеннале показала, что две трети зрителей составили молодые люди от 19 до 35 лет, в основном студенты, управленцы и портфельные инвесторы.
Биеннале будет включать множество сопутствующих мероприятий - от проекта Юрия Аввакумова в Архитектурном институте до философской конференции в том же ЦУМе и видеофестиваля в клубе Сине Фантом. В качестве основной звезды ожидается приезд Йоко Оно со своей выставкой "Одиссея таракана". Площадка, где она состоится, пока не известна. Да и саму Йоко Оно, как оказалось, больше волнует проблема не зала, а личной охраны. Поскольку она и холода не любит, а в подвалах того же Винзавода температура даже летом не поднимается выше +7, то приедет Йоко Оно 30 мая.
То есть II - весенняя - биеннале, уже заранее начавшись зимней выставкой "Верю", закончится к лету приездом вдовы Джона Леннона.