Просто детский сад
Уже в детсаде я понял, что пришел за деньгами слишком рано – там знали о новом законе только понаслышке. Никаких документов, форм заявлений, инструкций заведующая еще не видела и посоветовала обратиться в городское управление образования. Но и здесь порекомендовали не торопиться – порядок выплат устанавливается на региональном уровне, но вопрос пока еще не решен. И вообще, сказали мне, не все смогут получить компенсацию.
207-й федеральный закон, принятый в декабре прошлого года, внес изменения в законодательство о мерах поддержки граждан, воспитывающих детей. Согласно документу, одному из родителей должна выплачиваться компенсация части платы за содержание детей в детских дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). За первого ребенка семье причитается 20 процентов от платы, за второго – 50, за третьего и последующих – 70. При этом не имеет значения, ходит ли первенец в сад или уже пошел в школу, за второго, посещающего ДОУ, должны вернуть половину суммы. Однако порядок меняется, если старший достиг совершеннолетия. В этом случае он выбывает из возрастной категории "дети", и первым считается второй ребенок, вторым – третий и так далее. Плюс – за содержание детей с отклонениями в развитии и детей с туберкулезной интоксикацией родительская плата взиматься не должна.
Есть и ограничения: в законе сказано, что компенсация выплачивается за детей, содержащихся в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Частные детсады и мини-сады закон обходит стороной. Между тем, по словам начальника отдела развития дошкольного, общего и среднего образования департамента образования Ярославской области Светланы Астафьевой, в регионе закрыто немало сельских детсадов, а детские группы в таких селах переданы местным школам. Кроме того, на тех, кто вносит лишь часть детсадовской платы, выплата не распространяется. А это, как правило, малоимущие, а, значит, и наиболее нуждающиеся в компенсации семьи. Должников, сказал нам начальник правового отдела департамента образования Вологодской области Евгений Павлов, больше всего в районных городах и в сельской местности.
Еще важный момент – выплаты являются компенсационными. То есть родители сначала платят за пребывание чада в садике полновесной монетой, а потом начинаю сбор бумаг и подают заявление о возмещении расходов. И здесь не обошлось без бюрократических "заморочек": 207-й закон действительно передал полномочия устанавливать порядок выплат самим регионам. Но перед этим основательно усложнил работу местных чиновников. Наиболее удобным способом для родителей получить деньги, а для работников сферы образования – выдать их, было бы вычесть их из ежемесячной платы за детсад. Однако законодатель прописал, что компенсации должны выплачиваться в денежной форме, а не в форме "зачета требований или уменьшения платы", и во всем остальном положился на фантазию областных властей.
Родителей послали дальше
Если уж чиновник жалуется на бюрократию, то стоит ли ожидать, что родителям компенсация достанется легко? Чтобы получить деньги, им придется потратить немало времени. В принятом на днях постановлении администрации Ярославской области прописано, что компенсация будет предоставлена только тем, кто напишет заявление, принесет справку о составе семьи, квитанцию о внесении платы за содержание детей. Если родитель захочет получить деньги на счет, нужно будет открыть его в Сбербанке и принести копию титульного листа сберкнижки.
В Костромской области родителей послали еще дальше – в органы соцзащиты, так как постановлением губернатора ответственным за начисление и выдачу денег назначен соответствующий департамент. Там потребуют от жаждущих компенсации еще документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении ребенка и их копии. В Вологодской области потребуют те же документы, что и в Ярославской, но кроме детсада родители могут обратиться еще и в местный собес.
Каждый ли родитель пожелает потратить время на то, чтобы пройти эти инстанции и получить в месяц от 50 до 200 рублей, ведь квитанцию об оплате услуг детсада нужно будет предоставлять каждый месяц?
Сильно возрастет и нагрузка на клерков. В Костромской области действует 365 детсадов, в которые ходят 27 тысяч ребятишек, на них из федерального бюджета пришло 33 миллиона рублей. В Вологодской – в 643 садика приходят 55,8 тысячи детей, расходы на компенсации составят 146 миллионов, из них 40 миллионов предоставит область. В Ярославском регионе 450 дошкольных образовательных учреждений с полусотней тысяч детей. Сколько потребуется на расходы, сказать корреспонденту "РГ" не смогли.
Однако везде нас заверили, что все родители, представившие документы, получат деньги в полном объеме, в том числе – за январь и февраль. Сегодня решается, как часто это будет происходить – раз в месяц или раз в квартал.
Процент неожиданности
Не менее важно для сферы образования и другое последствие закона – в нем прямо определено, что размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка. А с родителей, имеющих трех и более детей, будут брать не больше 10 процентов. Плату будут устанавливать учредители детсадов, при этом перечень затрат, которые будут учитываться при установлении платы за содержание ребенка, будет определяться российским правительством.
Сегодня средняя родительская плата в Вологде, по словам Евгения Павлова, равна 1000 рублей. Сложно предположить, что это лишь 20 процентов от общих затрат – тогда бы расходы на содержание ребенка в саду составляли 5 тысяч. Ясно, что муниципальным властям придется снижать эту плату. Из бесед с заведующими ярославскими детсадами выходит, что сумма средств, внесенных родителями за своих детей, иногда в четыре-пять раз больше денег, предоставленных ДОУ из местного бюджета. Поэтому либо муниципалитеты и регионы дополнительно раскошелятся на поддержку расходов детсадов, либо резко возрастут добровольно-обязательные выплаты в общественные фонды при детсадах. (Там, где таких структур еще нет, они, видимо, появятся в ближайшее время). Скорее всего, произойдет и то, и другое.
Кстати
В некоторых детсадах Ярославля решили принимать и возвращать детей, как материальную ценность – только под роспись. К этому побудил случай с двумя потерявшимися мальчиками, которые самостоятельно покинули садик и отправились домой. Искать их пришлось с милицией. Районная прокуратура, проверив договоры между детсадом и родителями, нашла в них нарушения – поэтому была четко прописана процедура передачи ребенка родителями и воспитателями "из рук в руки".