07.02.2007 01:00
Культура

Екатеринбургский театр оперы и балета показал "Снегурочку"

Премьера оперы Римского-Корсакова состоялась в Екатеринбурге
Текст:  Ярослав Седов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4288)
Читать на сайте RG.RU

В прежние годы театр удивлял публику яркими оперными постановками, великолепными певцами и сильной балетной труппой. Но затем последовал период упадка и внутритеатральных склок. Федеральное агентство по культуре и кинематографии вынуждено было скорректировать порядок управления театром. Музыкальным руководителем театра назначили европейского дирижера Михаэля Гютлера, известного в России по работе в Мариинском театре, а в мире - концертами с лучшими европейскими оркестрами, включая Венский филармонический. Директором театра стал Андрей Шишкин, ранее возглавлявший Башкирский театр оперы и балета и хорошо изучивший театральный Париж, занимаясь подготовкой ежегодных балетных фестивалей имени Рудольфа Нуриева.

Первой работой новой команды стала постановка "Снегурочки" - международный проект, в состав которого вошли именитые мастера. Для оформления спектакля пригласили Игоря Иванова, главного художника Мариинского театра эпохи Юрия Темирканова. Именно ему принадлежит оформление "золотого фонда" петербургской балетной классики и прежде всего - "Вечера старинной хореографии": уникальной коллекции подлинных фрагментов балетов XIX века, которую называют "петербургским хореографическим Эрмитажем". Эти работы Иванова, вдохновленные эрмитажными полотнами, стали такой же классикой отечественного театра, как декорации Федоровского, Дмитриева, Вирсаладзе.

В екатеринбургской "Снегурочке" Иванов обратился к стилистике Васнецова и Билибина, но создал не стилизацию, а впечатляющее самостоятельное высказывание. Он придумал комбинированное игровое пространство с восьмигранным подиумом-жертвенником посередине, резными столбами по краям сцены и пейзажами феерической красоты на заднем плане, из которых на сцену выступают персонажи. Костюмы же в "Снегурочке", каждый из которых по уровню вкуса и качеству исполнения достоин витрины в музее декоративно-прикладного искусства, оказались сгруппированными по оттенкам цвета и фактуре так, чтобы точно соотноситься с характером красочной инструментовки Римского-Корсакова.

Именно этот сценографический подход к интерпретации оперы, которым современный театр почти не пользуется, создал успех спектаклю, а "Снегурочка", может быть, впервые за свою историю получила убедительное сценическое решение. Достойный музыкальный уровень спектаклю обеспечил и эстонский дирижер Велло Пяхн, работающий в основном в Европе (именно он дирижировал пару лет назад в Парижской опере балетом Юрия Григоровича "Иван Грозный"). В "Снегурочке" Пяхн сосредоточился не на тембровых красотах инструментовки Римского-Корсакова, а на драматизме, пронизывающем его музыку. В результате ему удалось на протяжении всей достаточно длинной оперы держать публику в неослабевающем внимании. Со сложнейшей партитурой Римского-Корсакова справился не только оркестр, но и хор, и солисты Екатеринбургского театра. Известно, что следующей международной акцией театра станет постановка балета "Корсар", которую готовит звезда Парижской оперы, лирический танцовщик Жан-Гийом Барр.

Музыка