08.02.2007 02:00
Власть

Александр Калабанов: Русский Север стал колыбелью для народов

В национальных отношениях власть должна выступать в качестве дипломатов
Текст:  Анна Смирнова (Архангельская область)
Российская газета - Поморский край: №0 (4289)
Читать на сайте RG.RU

Завершается работа над концепцией национальной политики в Архангельской области. Последние консультации, окончательные правки – и документ пойдет на согласование в Министерство регионального развития РФ.
Так называемый «национальный вопрос» в регионе никогда не был острым. Актуальным же – всегда. Это объясняется и географическими, и историческими причинами. Ведь Архангельск некогда был единственным, а сейчас остается одним из немногих международных портов. Также Русский Север стал колыбелью для народов, которых сейчас относят к категории коренных малочисленных, – со своими языковыми, культурными и прочими особенностями. А границы области неоднократно перекраивались в сторону расширения, из¬за чего приобретал разнообразие этнический состав населения региона. Наконец, в области проживает немало иностранцев, и, как считают специалисты областной миграционной службы, тенденция к увеличению иностранной рабочей силы остается.
По мнению экспертов, с одной стороны, появление концепции национальной политики сродни обычаю «дуть на воду», ведь население региона всегда отличалось толерантностью и легко принимало в свою среду людей с другими обычаями, взглядами. С другой стороны, сложившийся годами уклад в системе межнациональных отношений надо закрепить, а где­то – и развивать и поддерживать. Поэтому кроме концепции, которая будет играть роль «рамки» для картины национальных отношений, следует разработать и программу деятельности национальных объединений области. Но это уже второй шаг – по окончании первой тонкой работы.
Содействовать развитию этнокультурных потребностей народов России и других общностей, проживающих на территории области, – так определил основную задачу концепции консультант по ее разработке, заместитель начальника отдела департамента межнациональных отношений минрегионразвития Александр Калабанов. Корреспондент «РГ» задала ему ряд вопросов, касающихся национальной политики.
Российская газета | Александр Николаевич, на ваш взгляд, концепция национальной политики для Архангельской области – это…
Александр Калабанов | …До­кумент очень нужный и своевременный. В нем отражены важные и нужные моменты, которые стоит учесть в перспективе развития области как субъекта Федерации. Это один из первых документов такого рода в России. Далеко не в каждом субъекте они подготовлены и тем более приняты. Но создание региональных концепций можно только приветствовать, потому что они формируются в русле государственной национальной политики.
РГ | В концепцию государственной национальной политики сейчас вносятся коррективы. Это учитывает областной документ?
Калабанов | Сегодня на федеральном уровне действует концепция, принятая еще в 1996 году. За десять лет многое изменилось, а потому минрегион работает над поправками в документ, например, связанных с реорганизацией федеральных структур вследствие административной реформы. В обновленной концепции акцент сделан на формирование единой гражданственности, общности российского народа. Это условие того, чтобы живущие в стране граждане, независимо от национальности, ощущали себя причастными к единому большому государству. Также в документе учтены этнокультурные особенности отдельных народов и целых субъектов РФ. Включаются разделы, посвященные современной ситуации в сфере национальных отношений, необходимости адаптации иностранных граждан, переселяющихся в Россию, меры поддержки языка, культуры, традиций отдельных народов. Что касается концепции Архангельской области, то могу сказать, что особенности и специфика региона в ней учтены. Как и федеральный документ, она несет основную мысль формирования общероссийской идентичности.
РГ | Считается, что вызвать межнациональные конфликты может ряд противоречий. Например, между необходимостью возрождения национальных культур и материальной ограниченностью, необходимостью знания истории и культуры народов и этнографической необразованностью подавляющей части россиян и так далее. Что, по¬вашему, сгладило бы эти острые углы?
Калабанов | Главные противоречия, на мой взгляд, вызваны недостатком финансов. Поэтому, совершенствуя законодательную базу, надо предусмотреть и финансовую основу для ее реализации. Так, чтобы обеспечить реализацию прав и свобод национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, проживающих в основном на северных территориях, нужны финансы, и их предоставление ложится в основном на плечи региона. В связи с этим минрегионразвития инициировал выделение в бюджете страны отдельной строкой средства на «Национальную политику». Еще вариант поддержки – через федеральные целевые программы. Многие из них касаются этнокультурного развития народов. Но в основном они затрагивают вопросы строительства и ремонта объектов, проведения фестивалей, поэтому сейчас идет подготовка отдельной федеральной программы этнокультурного развития регионов на 2008–2012 годы. Уже готова ее концепция. Надеюсь, что в ближайшем будущем благодаря этой программе будут профинансированы культурные мероприятия, издание учебников, газет и так далее. К слову, проект программы направлялся в субъекты и был поддержан.
РГ | Некоторые коренные малочисленные народы вошли в государственный реестр и получают определенные льготы. Но претендующих больше, нежели попавших в список. Например, архангельские поморы не нашли себя в нем…
Калабанов | Поморы – это локальная этнографическая группа русских, таких групп очень много: пошехонцы в Ярославской области, кокшары у вас в Архангельской. Считаю, что для содействия развитию общности поморов не обязательно их включение в госреестр. Решение их проблем возможно путем внесения в законодательство изменений, направленных на поддержку традиционных видов деятельности локальных групп населения. Для поморов, например, это рыболовство, обработка рыбы, изготовление изделий из шкуры зверя и так далее. Но прежде всего необходимо четкое понимание сути их проблем и того, к какому результату надо стремиться. Потому в первую очередь стоит изучить современное состояние культуры и хозяйственной деятельности поморов, их потребности, ведь последние исследования в этой сфере датируются 50 – 60¬ми годами прошлого века.
РГ | Для решения проблемы поморов таким путем нужны инициатива и скоординированность действий органов власти субъекта и самих поморов...
Калабанов | Согласен, здесь нужны объединенные усилия. И не только властей и организаций поморов Архангельской области – ведь они проживают и на территории Ненецкого автономного округа, Карелии.
РГ | Считается, что в части национальной политики органы государственной власти должны быть не архитекторами, диктующими план постройки здания, а садовниками, взращивающими побеги. Какую роль отдали бы им вы?
Калабанов | Думаю, власти должны выступать в качестве дипломатов. Сфера национальных отношений – вещь тонкая.


Кстати
По данным последней переписи населения, национальный состав наиболее многочисленных групп населения Архангельской области таков (в процентах): русские – 95,21, украинцы – 2,08, белорусы – 0,78, ненцы – 0,62, коми – 0,43, татары – 0,25, азербайджанцы – 0,23.
В 2006 году Архангельскую область посетило около шести тысяч иностранных граждан, в основном из Азербайджана, Украины, Узбекистана, Армении, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Таджикистана.

 

Регионы Миграция Архангельская область Северо-Запад