09.02.2007 02:00
Общество

Хоакин Кортес: Нет крика - нет фламенко

В Москве испанский танцор дал единственный концерт - в Кремле. Но его поклонники в сотнях танцшкол по всей России отплясывают ежедневно по несколько часов. Зачем?
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4290)
Читать на сайте RG.RU

Танцевать Хоакин начал в двенадцать лет. Сейчас его танец - это и чувственный рассказ о любви и боли. Крик, плач - первооснова и пафос фламенко. Нет крика - нет фламенко. Во время танца Кортес входит в состояние "дуэнде" - род шаманского просветления для танцовщика фламенко, что придает его танцу необъяснимую загадочную силу. Танцевальная постановка Кортеса "Цыганская страсть" неимоверно популярна. Еще бы, ведь танцует Кортес по 12-15 часов в день.

Мечта Кортеса - донести фламенко до миллионов зрителей. Это тем более ценно потому, что в последние годы наша страна буквально переживает танцевальный бум. И фламенко - одно из самых серьезных увлечений людей разного возраста. Именно об этом корреспондент "РГ" и спросил у Хоакина Кортеса.

Российская газета: Как вы считаете, можно ли научиться фламенко, не выезжая из нашей страны, или нужно ехать "повышать квалификацию" в Испанию и другие страны?

Хоакин Кортес: Бум фламенко в России есть несомненно, я знаю: одна за другой открываются школы испанских танцев. Я слышал о многих из них. Однако, считаю, что настоящему фламенко можно научиться только в Испании. Движения выучить - не проблема, но танец - это, прежде всего, душа, а испанскую душу можно почувствовать только в Испании.

РГ: Кого вы считаете лучшими танцорами фламенко в мире?

Кортес: Затрудняюсь сказать (смеется). Много в Испании танцоров, не хочу никого обидеть.

РГ: Знакомы ли вы с танцовщиками из России? Какого о них мнения, как оцениваете их творчество?

Кортес: Конечно, я общаюсь со многими коллегами по всему миру. Есть много хороших танцовщиков и в России. Но вопрос сложный, потому что в России люди очень талантливы в отношении танца - балет потрясающий, народные, классические виды этого искусства. История танца в России весьма богата, и, думаю, что, наверное, здешние танцоры могут так же хорошо исполнять и фламенко, так как это танец страсти и эмоции, а русские люди очень страстны.

РГ: Говорят, что танец обладает лечебным эффектом. К фламенко это относится в первую очередь - существует легенда, что танцовщики фламенко "вытанцовывают" все свои душевные проблемы. Так ли это? Если да, то с какой самой сильной душевной эмоцией вам когда-либо помог справиться танец? Ведь недаром программа, которую вы привезли в Россию, называется "Мое одиночество". Неужели вы при всей своей популярности одиноки?

Кортес: Все, о чем вы говорите, - правда, во время танца я вхожу в определенное состояние, ощущаю себя изнутри, свое тело. Фламенко построен на крике, и в этом состоянии танцор проживает через танец все свои эмоции, которые он сублимирует в движения.

Мысли и эмоции, возникающие внутри меня, я перекладываю в танец, и через это состояние как бы проживаю и отпускаю. Любой танец - это лекарство от душевных страданий. Ведь почему люди танцуют? Потому что иногда многое невозможно выразить словами...

Каждый человек одинок по-своему, особенно художник. Человек вообще в этом мире одинок - в хорошем смысле - он приходит один в этот мир и уходит тоже один. А жизнь надо любить и радоваться ей. Поэтому я танцую и дарю свою любовь всем людям.

РГ:Несколько слов о новой программе.

Кортес: Каждый зритель увидит в ней что-то свое. Могу только сказать, костюмов больше 40, и для меня их шил Жан-Поль Готье...

РГ: Вам удалось поработать с Майей Плисецкой, вас снимали в своих фильмах Педро Альмодовар и Карлос Саура, вы танцевали с Дженифер Лопес. Что скажете об этих людях?

Кортес: Это все потрясающие люди. Они все разные, но очень талантливые. Мне интересно работать с теми, кто любит свое дело, и отдают зрителю всего себя.

РГ: Не тяготит ли слава секс-символа, да такого, о котором ходят легенды, что даже Наоми Кэмпбелл вас ревновала? Мешает ли это в отношениях с женщинами?

Кортес: Конечно, с одной стороны, мне это льстит, а с другой - такое отношение со стороны женщин - это всегда большая ответственность. Единственная моя главная любовь - это танец, и ему я отдаю всего себя.

Справка "РГ"

Фламенко - это музыкальный жанр, зародившийся в южной Андалузии и представляющий собой уникальное явление, характерное исключительно для Испании. Смешав ритмы и мелодии арабской, цыганской, еврейской и христианской культур и впитав в себя жаркое солнце Андалузии, фламенко превратился в яркий и самобытный музыкальный жанр, в основе которого - триединство гитары, песни и танца...

компетентно

От беременных до 60-летних

Лена Эрнандес, РУКОВОДИТЕЛЬ "СТУДИИ ФЛАМЕНКО ЛЕНЫ ЭРНАНДЕС":

- Фламенко действительно обладает лечебным эффектом. В первую очередь лечит спину и женские проблемы. В моей студии сейчас семь беременных женщин. А насчет спины: я сама попала в аварию, диагноз был тяжкие телесные повреждения позвоночника. Я не переставала работать - сжав зубы, продолжала танцевать. Врачи не поверили, когда спустя время я принесла им снимки и сказала: "Да, это моя спина!". Ведь я, заболев, много консультировалась со специалистами-спинальниками - можно ли танцевать? А потом они мне сказали, что более здорового позвоночника они не видели.

Что касается того, лечит ли этот танец душу? Фламенко - это соединение биологического темперамента с интеллектуальным. Фламенко - это рассказ о судьбе, и в нем можно не только смеяться, но и плакать. Можно жаловаться на судьбу, но в конце победить.

В моем коллективе всегда полно 50-60-летних, да я уже и не спрашиваю о возрасте. Но женщинам более удобно танцевать, чем молодым девушкам, - им больше есть о чем рассказать, что выразить в танце, и это женская пластика - не девичья. Что касается крика - дуэнде, - он доступен даже не всем испанкам. Так что можно прийти к фламенко, не стать профессионалом, но получить свои дивиденды.

мнение

Танцетерапия

Ирина Бирюкова, ПРОФЕССОР ИНСТИТУТА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА:

- Танцетерапия широко применяется в мире уже шестой десяток лет, к нам же она пришла в середине 90-х.

Корни метода - в танце как древнейшем языке человечества. В нем ведь важно было не как двигаться, а как слиться со своими ощущениями. Я уверена, что спонтанный танец по природе своей ближе всего к фламенко. Поэтому и выбрала фламенко, когда меня попросили помочь в реабилитации больных одного из московских онкологических диспансеров. Конечно, заявлять: танец лечит такие болезни, как рак, было бы легкомысленно. Но способствовать исцелению он может!

Образ жизни Музыка Театр