09.02.2007 04:00
Власть

Россия против американских ракет в Европе

Сегодня в Севилье Сергей Иванов будет убеждать 26 коллег из НАТО: размещение в Европе американской ПРО до добра не доведет
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4290)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в испанской Севилье открывается встреча министров обороны 26 стран НАТО. Интересы России будет представлять Сергей Иванов.

Предполагается, что одной из тем обсуждения станет развертывание в Восточной Европе т.н. Третьего позиционного района национальной противоракетной обороны США. Скорее всего, этот разговор будет продолжен в Мюнхене, где завтра начнется представительная международная конференция по проблемам безопасности.

Не секрет, что "добро" на размещение у себя десятка американских ракет-перехватчиков уже дала Польша, а в Чехии, судя по всему, появится американская радиолокационная станция. Этим вряд ли ограничится. По сведениям из российских военных источников, США намерены обратиться за дополнительной "территориальной помощью" к Болгарии и странам Балтии. В списке возможных американских партнеров фигурирует и Украина.

Все эти страны либо граничат с Россией, либо находятся рядом с ее рубежами. Естественно, наши генералы с тревогой следят за американским продвижением на восток и с плохо скрываемым раздражением комментируют официальные объяснения Пентагона.

Какую выгоду для Америки, не привыкшей вкладывать деньги в провальные проекты, сулит европейское продвижение ПРО? Первый дивиденд - раскол Европы на проамериканскую (восточноевропейские государства и страны Балтии) и на так называемую старую в лице Германии, Франции, Бельгии и других. Второй - закрепление своих позиций в Европе, откуда их пытаются выдавить. Наконец, это продвижение порождает ряд проблем в отношениях между Европой и Россией, в экономическом сближении которых США не заинтересованы. Почему же не выставить европейскую территорию под российские прицелы, тем самым породив у сторон взаимное недоверие?

Кроме того, одна из опор нынешней американской власти - военно-промышленный комплекс. Хозяева его гигантских корпораций пытаются в оставшееся до выборов время обеспечить отрасль прибылью через выгодные заказы. А система ПРО - как раз то, что надо.

США утверждают, что их цель - защита от возможного удара из Ирана и КНДР, и они не угрожают России

А вы верите американцам?

Юрий Балуевский,
НАЧАЛЬНИК ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА:

- Несмотря на все заявления о ненаправленности средств ПРО против России, они при определенных условиях смогут оказать некоторое влияние на российский потенциал сдерживания. Также у нас вызывают обеспокоенность последствия перехвата баллистических ракет вблизи наших границ или даже над нашей территорией. Такие ситуации весьма вероятны, так как полностью разрушить баллистическую ракету, оснащенную ОМУ или ядерным боезарядом, без последствий для атмосферы или поверхности земли практически невозможно. Если чехи и поляки не возражают против падения на их территорию продуктов разрушения ракет ради защиты "дальнего союзника", то у граждан России возникает законный вопрос: почему они должны быть заложниками ситуации, а последствия будут "расхлебывать" непричастные?

Алексей Симонов,
ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ:

- Я верю в то, что противоракетные системы никому не угрожают. Каким образом защитные системы могут кому-то угрожать? То есть, если мы, считая, что нам что-то угрожает, перероем всю границу огромным рвом и пустим туда воду, наши соседи должны поднять скандал по поводу того, что мы пытаемся от них защититься?

Леонид Ивашов,
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ АКАДЕМИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ:

- Баллистические ракеты летают по законам баллистики и не могут петлять, чтобы залететь в какой-нибудь кабачок в Польше. Тем более у корейцев есть более короткий путь до США - через Северный полюс. Что иранским ракетам делать в Европе, вообще непонятно. Ракет, которые доставали бы США или Европу, ни у Ирана, ни у КНДР, насколько мне известно, нет даже в чертежах.

Лев Пономарев,
ГЛАВА ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ "ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА":

- Да, я верю, что все это американцы делают для защиты от Ирана и Северной Кореи, потому что именно они публично названные враги демократии. Но при этом я считаю, что Россия должна взаимодействовать с США по размещению системы ПРО, направленной против стран-изгоев. И мы в первую очередь должны беспокоиться о том, что у наших границ находится такая неуправляемая страна, как КНДР. Почему-то испытания баллистических ракет, которые падают вблизи наших границ, больше беспокоят западные демократии, нежели руководство России.

Владимир Новицкий,
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА, ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ:

- На мой взгляд, более аргументированной и обоснованной в этом вопросе выглядит позиция России. И мы не должны забывать, что наши 100 миллиардов долларов Стабилизационного фонда лежат в американских банках, фактически работая на бюджет США, в том числе военный. Если мы считаем, что наращивание их военного бюджета может каким-то образом угрожать России, то размещать Стабфонд в США, по-моему, не очень разумно.

Анатолий Корнуков,
БЫВШИЙ ГЛАВКОМ ВВС:

- Все аргументы США - чушь собачья. У КНДР сегодня нет ракет, которые могут достигнуть Западной Европы. В Иране их тоже нет, только оперативные ракеты. Вся эта компания против нас рассчитана. Всю жизнь так было, что одни других пытались обмануть. Здесь то же самое. Ну, может, когда-нибудь в Иране или КНДР появится такое оружие. Если даже гипотетически представить, что оно уже есть, то эти ракеты полетят в США не через Европу, а через океан - там ближе будет.

Вагиф Гусейнов,
ГЕНДИРЕКТОР ИНСТИТУТА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОЦЕНОК И АНАЛИЗА:

- Не верю. Размещение американской ПРО вблизи наших границ представляет угрозу только для России. Очевидно, что США возвращаются к испытанной модели и навязывают нам новую гонку вооружений. Цель - максимально ослабить нашу экономику, как они сделали с СССР. Что же до разговоров о том, что размещаемые системы, мол, сугубо оборонительные, - это аргументы для дилетантов. Новая система ПРО может создать серьезные помехи для функционирования российских военно-космических сил - это вторая цель. А третья - покрепче привязать к себе страны, на территории которых появится американское оружие.

Внешняя политика США Минобороны