И медленно следовать между бетонными ограждениями. Причина чрезвычайных мер - неформальная встреча министров обороны стран НАТО.
Подобные неофициальные контакты проходят ежегодно. На них нет фиксированной повестки дня, что позволяет главам оборонных ведомств обсуждать практически любые вопросы. Тем не менее развитие событий в мире всегда выдвигает на первый план самые актуальные темы, прежде всего - вопросы военной безопасности, вызывающие разногласия участников.
Главными темами встречи, требующими неформального согласования, стали Афганистан и Косово. По обоим вопросам единство союзников носило скорее формальный характер, а вот существующие разногласия нередко выплескивались на страницы прессы.
По словам представителя пресс-центра НАТО, министры договорились об увеличении численности контингента Международных сил по содействию безопасности в Афганистане (ИСАФ) на две тысячи военнослужащих. Относительно будущего Косово главы оборонных ведомств государств НАТО демонстрируют на публике полное единодушие, поддержав предложения спецпосланника Генерального секретаря ООН Мартти Ахтисаари. А вот в кулуарах встречи мнения ее участников по этому вопросу расходятся.
Главной темой для обсуждения на заседании совета Россия - НАТО в испанской Севилье стало развертывание американской противоракетной обороны в Европе.
Глава российской делегации Сергей Иванов поднял этот вопрос в разговоре с генсеком альянса Яапом де Хооп Схеффером, министрами обороны Германии Францем Йозефом Юнгом и Италии Артуро Паризи, но главным образом - на закрытой встрече с американским коллегой Робертом Гейтсом.
Они встретились впервые, и кое-кто успел окрестить эти переговоры в Испании "разведкой". Сравнение не выглядит слишком натянутым, если знать, что Гейтс почти полвека проработал в ЦРУ, а Иванов причисляет себя к "опытным чекистам". Как того и требует разведка, встреча обошлась без громкой словесной "пальбы". Хотя позицию России, у границ которой американцы собираются разместить компоненты своей системы ПРО, наш вице-премьер обрисовал недвусмысленно и достаточно жестко: "Позитивный фон российско-натовского сотрудничества не должен служить ширмой, за которой прорабатываются планы антироссийской направленности".
Строительство позиционного района ПРО в Польше и радиолокационной станции в Чехии американцы объясняют угрозой, которую им якобы несут Северная Корея и Иран. Российские эксперты называют эту причину надуманной. Во-первых, у этих государств нет баллистических ракет, способных достать натовские объекты или хотя бы просто долететь до территории стран блока. Но если гипотетически представить, что корейцы и иранцы все же будут обладать такими ракетами, то им придется сначала создать примерно 20 новых отраслей промышленности. Во-вторых, технические характеристики американской РЛС в любом случае не позволяют отслеживать старты ракет ни в Северной Корее, ни в Иране. Как ни крути, получается, что позиционный район ПРО появится у наших границ в расчете на Россию.
Конечно, десять ракет-перехватчиков вряд ли нанесут существенный урон нашей обороноспособности. Однако настораживает сам прецедент размещения их у российских границ. Но если возможное наращивание противоракетного арсенала США в Европе - дело будущего, то уже сегодня Россия вынуждена корректировать степень своего участия в создании ПРО европейского театра военных действий. Этот проект, между прочим, считался наиболее успешным примером нашего сотрудничества с альянсом. Однако с недавних пор в его рамках НАТО занялось собственными, закрытыми для России программами. Размещение новых военных объектов в Польше и Чехии можно рассматривать как элементы этих программ.
Было бы странным, если бы Россия продолжила участвовать в проектах, которые потенциально способны негативно влиять на обороноспособность государства.
Универсального средства остановить продвижение американцев к нашим границам нет. Однако существует несколько чувствительных для Пентагона сфер, где США нуждаются в поддержке и помощи со стороны России. О них тоже шла речь в Севилье. Не случайно Сергей Иванов говорил о том, что к урегулированию ситуации на Ближнем Востоке стоит подключить Сирию, Иорданию, Саудовскую Аравию, Иран и Египет. Но в еще большей степени американцам нужна наша помощь в Афганистане, где процветает контрабанда наркотиков и оружия. По мнению Сергея Иванова, в регионе стоит полнее использоваться потенциал организации Договора о коллективной безопасности. Например, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) проводит ежегодные операции по борьбе с наркотрафиком под условным названием "Канал". В них могли бы участвовать и силы НАТО. Пока альянс стремится вести диалог с отдельно взятыми государствами, входящими в ОДКБ. Однако принципиальная позиция России в этом вопросе состоит в том, что натовцам надо сотрудничать прежде всего с организацией в целом.
Тем не менее вышедший к журналистам после беседы с российским коллегой министр обороны США Роберт Гейтс выглядел довольным. Переговоры, которые министры провели без посредников, беседуя на английском языке, показали: прямой диалог способен принести сторонам гораздо больше пользы, чем заочные обмены острыми заявлениями. Гейтс сообщил, что "двум бывшим разведчикам" было очень легко беседовать друг с другом и, несмотря на разногласия, разговор получился конструктивным. По словам министра обороны США, он получил приглашение приехать в Москву и принял его.