В Новом Манеже с 8 по 14 февраля проходит фестиваль искусств в рамках проекта Artography/Артография.
Артография - это что-то вроде новой науки, фиксирующей жизнь в искусстве со всеми ее разнообразными подробностями. Начиналась она в виде одноименной книги, вышедшей летом 2006 года и тогда же представленной в Музее личных коллекций ГМИИ. Это книга путешествий, нарисованная московским художником Галиной Быстрицкой, написанная двумя десятками писателей и искусствоведов, придуманная и сделанная как произведение искусства дизайнером Ириной Тархановой. Все в ней, по сути, смешалось - путешествия в разные страны, сны и предчувствия, мощная пастозная живопись, изящные прозаические виньетки.
Тогда же было объявлено, что презентация книги с небольшой выставкой картин и фотографий Г. Быстрицкой - это только начало. А продолжится все большой выставкой и музыкально-поэтическим фестивалем при ней. Так и оказалась. Творческая жизнь не знает перерывов. Достаточно заметить, что картины Галины Быстрицкой, заполнившие немалый зал Нового Манежа, были в большинстве своем написаны художницей уже после выхода книги, то есть за последние полгода постоянных странствий. Говоря о ближайших творческих планах, она сказала, что разведала план путешествия в Африку, а также хочет съездить "в эту страну, ну где этот старенький... на Кубу". Много картин посвящено Индии, но символ страны выражен для художницы в последней, написанной в Москве. У каждой страны - свои колорит, ритм, живописный образ. "После Венеции, например, всегда неделю снятся цветные сны", - добавила художник Г. Быстрицкая.
Выставка ее живописи дополнена фотосериями известного фотохудожника Татьяны Либерман из ее проекта Habitus, который посвящен панораме жизни творческих женщин, - в мастерской, в квартире, среди вещей. Может, и впрямь, чтобы понять женщину, достаточно пристально вглядеться в вещи, которыми она себя окружила, в ее руки, которые привычно делают работу. Все это - в серии фотографий Татьяны Либерман.
Теперь понятно, что выставка живописи Галины Быстрицкой не могла не стать фестивалем музыки, поэтического слова, фотоискусства. Каждый вечер на сцену выходят писатели и поэты, среди них - Петр Вайль и Линор Горалик, Елена Фанайлова, Андрей Родионов, другие. Звучит музыка Моцарта и Брамса в исполнении парижского грузина Ираклия Авалиани. А сочинения самых авангардных наших соотечественников - Леонида Десятникова, Павла Карманова и Владимира Мартынова, - в исполнении фортепьянного дуэта Алексея Гориболя и Полины Осетинской. Это парад звезд современного искусства. Причем каждый день программы - как путешествие в особый мир, будь то горловое пение тувинской группы "Хуун-Хуур-Ту", которая в мире признана выдающимся музыкальным явлением России рубежа XX-XXI веков, или совместная работа поэта Глеба Шульпякова и фотографа Ильи Коробкова с их "книгой странствий" по Стамбулу вослед нобелевскому лауреату Орхану Памуку.
Организаторы надеются, что подобный фестиваль станет постоянным и даже составит конкуренцию знаменитым "Декабрьским вечерам". Но пока не знают, много ли будет слушателей и гостей: так что даже стульев в большом зале не хватит или придут только друзья. В любом случае вечером в понедельник и вторник еще предстоят совершенно необычные фильмы о "воронежских тетрадях Мандельштама" на музыку Ника Кейва и Шуберта, поэтические чтения "путешествия в Мытищи" Андрея Родионова, древнерусские распевы мужского камерного хора Московской Патриархии под управлением Анатолия Гринденко. И все это на фоне мощной живописи Галины Быстрицкой. Что-то в этом есть завораживающее.