13.02.2007 04:00
Власть

Евгений Гонтмахер: Госслужба - это не каста для избранных

Людям маленького роста и с плохим зрением могут запретить работать чиновниками
Текст:  Евгений Гонтмахер (руководитель центра института экономики РАН)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4293)
Читать на сайте RG.RU

Как водится в наше веселое время, сей проект утек в СМИ и вызвал немалый интерес. Реакция автора? "Такого документа пока нет в природе, когда будет и будет ли вообще, неизвестно, - прокомментировала начальник отдела взаимодействия со СМИ Минздравсоцразвития России Алла Тарасевич. - То, что опубликовано в прессе, - рабочий материал. А что касается болезней, то названный список включает тяжелейшую патологию, с которой на любую работу не должны принимать".

По поводу "тяжелейших патологий" мы поговорим чуть попозже. А вот что касается "рабочего материала", то письмом от 15 ноября 2006 года N5982-ЛГ проект постановления правительства направлен на согласование членам Межведомственной рабочей группы по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием и развитием государственной службы, при Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления. Ничего себе - "такого документа пока нет в природе"!

Кстати, заявление о том, что такой документ неизвестно когда будет и "будет ли вообще", - прямое нарушение чиновничьей дисциплины. Проект постановления правительства "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и лицами, поступающими на государственную гражданскую службу", в приложении к которому и должен быть названный перечень, готовится в соответствии с пунктом 2.5 Плана разработки нормативных правовых актов по реализации положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Но самое интересное впереди. Это, конечно, проект перечня заболеваний. Он занимает неполные пять страниц и достаточно подробен. Названия многих заболеваний могут понять только врачи. И тем не менее попробуем разобраться на уровне здравого (простите за невольный каламбур) смысла.

Очевидно, что не всякий человек из-за своего состояния здоровья может быть госслужащим. Это относится, прежде всего, к психически больным людям и тем, у кого официально установлены такие расстройства поведения, как алкоголизм, наркомания, токсикомания. Столь же очевидны противопоказания, связанные с болезнью Альцгеймера, активным туберкулезом, онкологией на III-IV стадиях. Эти люди вообще нетрудоспособны и находятся на инвалидности. А вот по некоторым другим пунктам проекта перечня у меня есть вопросы.

Например, болезнь с мудреным названием "гипофизарный нанизм". Это известная всем карликовость. Но ведь, согласитесь, у "маленьких людей" с интеллектом все в порядке. Да и по своим физическим качествам они отличаются от нас только очень небольшим ростом. В чем же здесь препятствие для работы чиновником? Отсутствие специально подобранных столов и стульев? Мне не смешно.

Но возьмем упомянутую в проекте перечня такую распространенную болезнь, как "слепота и понижение зрения обоих глаз с нарушением зрения 2-9 категории". И вспомним только недавно ушедшего в отставку одного из ведущих английских министров Дэвида Бланкетта или нашего выдающегося соотечественника - депутата Думы Олега Смолина. Незрячесть никак не влияет на их интеллектуальный и управленческий уровень. Более того: тот же Смолин является первым заместителем Комитета Госдумы по образованию и науке. Не пропустят в госслужащие и тех, кто из-за паралича ног вынужден передвигаться на инвалидной коляске. Как тут не вспомнить президента США Франклина Рузвельта.

Так почему же эти элементарные истины не остановили перья многочисленных чиновников минздравсоцразвития, составлявших, обсуждавших, визировавших и, наконец, отправивших гулять этот документ в свободное плавание?

Мы много говорим об административной реформе, постоянно тасуем чиновников, но пока не добрались до корня зла. До сих пор в подкорку многих наших сограждан вбито, что госслужба - это нечто вроде касты избранных. "И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи Аарону: никто ... у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему. Никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, ни слепый, ни хромый, ни уродливый" (Ветхий Завет, глава 21). А потом, как известно, было сказано: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены" (послание апостола Павла римлянам). Конечно, пророки имели в виду много чего другое, но до наших дней благополучно дожило представление о сакральности власти, которая ассоциируется с понятиями "священный" и "заветный".

Однако с наступлением времен демократии государство потеряло свой сакральный смысл. Оно стало не более чем одним из институтов, призванных обслуживать интересы общества, оказывать ему услуги. Именно поэтому в развитых странах быть госслужащим - не свалившееся на тебя счастье, а обычная работа, накладывающая значительные дополнительные обязательства (например, быть обходительным с любым посетителем, иметь прозрачные источники дохода, не участвовать в политической деятельности) и далеко не всегда высокооплачиваемая. Но раз госслужба не лучше и не хуже любых других видов деятельности, то она должна быть открыта всем дееспособным и трудоспособным людям, к которым, как правило, относятся и те, у кого маленький рост, и незрячие, и колясочники.

Да, возникает проблема оборудования рабочего места для людей с ограниченными возможностями. На это, конечно, уйдут дополнительные бюджетные деньги. Но что мы все получим взамен? Работников, как никто другой старающихся быть на высоте при выполнении своих обязанностей, безбарьерную среду обитания для инвалидов во всех госучреждениях, а не только там, где начальник продвинутый. И главное - мы все станем лучше, человечнее.

Хочу напомнить, что в середине декабря прошлого года была принята Международная конвенция ООН о защите прав и достоинства инвалидов. "Достоинство" здесь как раз ключевое слово. Определено понятие "инвалид" - это человек, для которого есть препятствия, созданные обществом. То есть именно оно недорабатывает, не создает условия, чтобы люди, имеющие проблемы со здоровьем, могли нормально жить и трудиться. Кстати, наша страна тоже голосовала за эту конвенцию. Тем удивительнее появление на свет именно такого Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению, в котором так много места уделено инвалидам и ничего не сказано, например, о венерических заболеваниях.

Права человека Регионы